Поломка на дороге и пробки — неизбежность для любого водителя. Однако летом можно спокойно ждать помощи часами, а зимой мы можем замерзнуть даже сидя в машине. Зимой неприятности на трассе случаются чаще всего. Поэтому лучше быть к неожиданностям готовым, особенно если это происходит вдали от населенных пунктов.

senivpetro / Freepik
Подготовка
Перед поездкой обязательно проверьте техническое состояние автомобиля. Проверьте жидкости, шины и диски, убедитесь в наличии запасного колеса и всего необходимого для его установки. Лучше провести осмотр на сервисе: у каждой машины есть расходные материалы, замену которых сложно осуществить дома, например, масло в мостах.
Чтобы минимизировать риск застревания в снежной пустоши, следует тщательно продумать маршрут. Разделите пройденное расстояние на части и не преодолевайте более 800 километров за день. Обращайте внимание на наличие стоянок для ночевки: движение в дневные часы безопаснее. Отметьте места отдыха на карте. Примерно каждые 400 километров пути находите места для экстренного ремонта.
Обеспечьте связь и безопасность. Возьмите с собой станции для усиления сотового сигнала помимо обычных мобильных телефонов. Также необходимо иметь дальнобойную рацию. Водители грузовых автомобилей часто пользуются 15 каналом, но полагаться нужно только на себя.
Убедитесь в работоспособности рации: проверьте зарядку батарей и подключение. Сообщите о маршруте и времени поездки минимум двум людям. Установите с ними связь и договоритесь о времени и месте звонка. Лучше ехать по городам утром или днем, поскольку вечером появляются пробки.
Зимнее автомобильное путешествие требует минимального набора экстренных вещей: 10 литров воды, зажигалка и спички, розжиг, еда на сутки. Теплая одежда – беспроигрышный вариант: шерстяные носки, варежки (обычные и рабочие), пледы для утепления окон, сменная обувь и белье. Полезны лопата, нож и топор.
Для путешествий будут полезны пусковые провода, изолента, фонарь, буксировочный трос, домкрат, насос, баллонный ключ и набор стандартных инструментов. Автомобильную аптечку дополните мазью против обморожения и препаратами для прогревания организма с помощью инъекций (название уточните в любой поликлинике).
Если автомобиль застрял
Если автомобиль застрял в снегу, вас с дороги снежной колее или снег выпал во время стоянки, то это не просто неудобство. Такое происшествие может превратиться в смертельную опасность.
- Сначала освободите машину от снега или льда, чтобы проверить работоспособность мотора.
Прежде чем заводить двигатель, независимо от типа коробки передач — автомат или механика, включите фары на 15 секунд. Это создаст небольшую нагрузку в сети и разогреет электролит в аккумуляторе, что упростит запуск. В момент запуска выключайте фары: лишние потребители энергии нежелательны в это время. - Запустив двигатель, предоставьте ему свободный выход отработанных газов. Очистите выхлопную трубу от снега, чтобы выхлопные газы не попадали в салон.
- Немедленно удалите основную массу снега и льда с колёс, имеющих привод (надежно справятся отвертка или баллонный ключ).
Если машина застряла, выровняйте колёса и едьте по прямой. Так легче выбраться из снежной «каши». Для этого можно использовать любой плоский подручный материал (в крайнем случае под колесо можно постелить коврик). Сначала сделайте подкоп сзади колеса, а потом прокапывайте колею спереди. Приспустите колеса для лучшего сцепления с дорогой. Уберите снег в направлении движения автомобиля на полметра-метр. Если автомобиль сел «на брюхо», то снег придется выгребать ещё и из-под днища.
Выбираясь из снега, применяйте пониженную передачу. С газом работать нужно очень осторожно: движение должно быть с минимальным крутящим моментом, чтобы колеса не буксовали, а вращались медленно и равномерно. Движение взад-вперед до пробуксовки: сначала назад, как только авто не сможет двигаться дальше, переключайте на передачу вперед и накатом пытайтесь пробить себе путь.
Если колеса все еще буксуют, подложите под них что-нибудь для лучшего сцепления с поверхностью: ветви деревьев, камни или подобные материалы (песок или даже наполнитель для кошачьего туалета).
Проверьте, нет ли сзади машины людей: всё, что положено под колеса, наверняка вылетит назад. Если образовался слой льда, используйте соль или антифриз для его растопления. Вытащив авто из снежной ямы на ровную поверхность, очистите диски от снега – он нарушает баланс колес.
Буксировка
Если справиться самостоятельно не удается, обратитесь за помощью к тому, кто сможет буксировать вас. Помощник может не иметь троса, поэтому лучше запастись им заранее. Рекомендуем использовать простой широкий фал, применяемый скалолазами. Такой трос обладает запасной прочностью около 10 тонн, на рывок его будет вполне достаточно. Трос длиной менее 5 метров при буксировке машины применять не стоит. Принцип такой: разгоняет ведущий, а тормозит – ведомый. Вытаскивая кого-то из снега, старайтесь делать это задним ходом.
Открытие капота на машине-лидере повышает безопасность.
Это предотвращает повреждение лобового стекла при разрыве крюка. Часто тросы не выдерживают заявленной нагрузки и рвутся, либо крюк не докручивается из-за забитого снегом отверстия, в результате чего снаряд летит в машину-лидер.
На центр натянутой веревки можно положить куртку или тяжелую тряпку — это успокоит систему при обрыве троса. В случае разрыва троса без возможности заменить его концы можно перевязать, но такой трос прослужит недолго. При проблеме с крюком сделайте петлю и вставьте туда гаечный ключ. Трос обычно завязывают на три узла, которые при торможении затягиваются намертво.
Если автомобиль перевернулся
Экстремальные ситуации могут случиться с каждым. Даже лёгкий занос может привести к опрокидыванию автомобиля. В случае переворота необходимо быстро покинуть салон. Если вы застряли в ремнях безопасности, спешите отстегнуться, упритесь ногами и руками, удерживая тело, затем отстегните или обрежьте ремень, стараясь приземлиться на ноги. После этого помогите остальным пассажирам покинуть машину. Запомните: крыша автомобиля в такой ситуации держится за счёт стекол, металлический каркас не выдержит всей тяжести машины, поэтому разбивать окна опасно для жизни.
Чем меньше разбить стекол, тем ниже вероятность того, что крыша прогнется. Выберите самое маленькое окно для выхода, максимально два — переднее и заднее. После выхода всех немедленно вызовите скорую помощь, независимо от того, ощущаете ли вы или пассажиры повреждения (травмы могут быть скрытыми). Уйдите от машины подальше и не подходите к ней, вызвайте помощь. При пожаре машина сгорает очень быстро — несколько минут до полного разрушения.
Как пережить ночь в машине
Застряв в снегу при севшем аккумуляторе без возможности вызвать помощь, если это произошло вечером или ночью, а до населенного пункта далеко, но топливо еще не кончилось, грейтесь и ожидайте утра. Укутайтесь во всё доступное. Первое, что замерзает — ноги. Наденьте на них полиэтиленовые пакеты, затем две пары носков и ботинки — так вы сохраните тепло и не промокнете. Дополнительно утеплить машину можно снегом. Достаточно набросать снежный заслон вокруг авто до уровня дверного порога, чтобы отгородить пространство под днищем от холодного воздуха извне. Заводите машину на 10 минут раз в час, чтобы топливо не закончилось раньше времени.
Утром попытайтесь подать сигнал бедствия, соорудив сигнальный костер из резины. Налейте немного топлива внутрь покрышки и подожгите (поджечь можно искрой от проводов аккумулятора, если он не сел окончательно). Помните, что покрышка горит всего час, и дым от нее очень ядовит. Кроме резины, можно жечь молодые ветки ели, которые дают много дыма. Если расстояние до населенного пункта около 100 километров, можно попробовать выбраться самостоятельно, если больше — ждите помощи.
Попробуйте разобрать сиденья и достать поролон — этот материал отлично держит тепло. Можно привязать куски поролона к ботинкам со стороны подошв, чтобы ступни не проваливались в снег при ходьбе. Материал также пригодится для изготовления дополнительной одежды.
Соберите аптечку, нож, веревку, фонарь и другие полезные в походе вещи. Слейте немного горючего, чтобы разжигать огонь.
Перед поездкой оставьте на лобовом стекле записку с контактами близких и маршрутом следования. Уходите подальше от машины только если хорошо знаете местность. Не теряйте самообладания: безвыходных ситуаций не бывает, особенно если вы в компании. Вспомните шведского путешественника 2012 года, который застрял на машине в снегу и провел там два месяца.