Жизненный путь Кристофера Нолана — режиссера «Оппенгеймера» и одного из самых неординарных постановщиков в истории кино
Getty Images

Ранняя жизнь и любовь к кино

Кристофер Джонатан Джеймс Нолан родился 30 июля 1970 года в Вестминстере, Лондон. Его отец, британец Брендан Джеймс работал рекламным директором, а мать, американка Кристина – стюардессой и учителем английского языка. У Криса есть старший брат Мэтью Фрэнсис и младший Джонатан, который также является режиссером и сосценаристом некоторых проектов Криса (например, «Темный рыцарь» и «Интерстеллар»). Большую часть времени семья проводила в Англии, но на лето уезжала в Эванстон, штат Иллинойс – на родину Кристины. У Кристофера есть как британское гражданство, так и американское.

С самого детства Нолан испытывал интерес к научно-фантастическим фильмам. Он неоднократно пересматривал шедевры космофантастики «2001 год: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика и «Звездные войны» Джорджа Лукаса, что вдохновило его снимать короткие фильмы на отцовскую камеру Super 8. Одним из таких была кукольная анимация с эффектом остановки движения под названием Space Wars. Дядя Криса работал в NASA и присылал племяннику видеозаписи старта ракет. Кристофер позже признавался, что просто снимал их с экрана и редактировал, чтобы вставить в свой фильм, надеясь, что никто не заметит. С тех пор парень мечтал стать режиссером.

Кристофер Нолан в молодости

Кристофер Нолан в молодости

В подростковом возрасте Нолан познакомился с братьями Адрианом и Роко Белич, с которыми стал снимать короткометражные фильмы. Например, сюрреалистическую картину «Тарантелла», которая была показана на независимом фестивале Image Union. Примерно тогда начинающий режиссер поступил в Университетский колледж Лондона изучать английскую литературу. Он решил не получать классическое кинообразование, чтобы открыть в себе оригинальный взгляд на интересующие его вещи. А также этот колледж позволял свободно использовать свое кинооборудование – монтажные наборы и 16-миллиметровые камеры.

Во время учебы Крис познакомился со своей будущей женой Эммой Томас, с которой до сих пор находится в браке. Вместе с ней парень показывал фильмы студентам в кинозале колледжа, продавая билеты, а вырученные деньги использовал для съемок коротких метров во время каникул. С тех пор Эмма выступает одним из продюсеров всех фильмов режиссера. В 1996 году фильм Нолана «Воровство» был показан на Кембриджском кинофестивале, после чего он снял еще одну короткометражку «Жук-скакун» о мужчине, который гоняется за насекомым с ботинком, но позже узнает, что за ним тоже идет охота. После этого режиссер стал открывать для себя путь в полнометражном кино.

Начало карьеры и прорыв

В конце 90-х Нолан пытался добиться от киностудий финансирования для его идей, но получил несколько отказов. Позже в интервью он рассказывал, что в киноиндустрия в Англии – это очень клубное место, от которого тяжело добиться поддержки новичкам. После этого они вместе с Эммой и их другом Теобальдом решили самостоятельно снять фильм с бюджетом в 3000 фунтов-стерлингов. Съемки проходили по выходным в течение года, а актерами были в основном друзья авторов. Премьера полнометражного дебюта Нолана «Преследование» состоялась в 1999 году на фестивале в Динарде.

«Преследование» (1999)

«Преследование» (1999)

Это история молодого писателя, который знакомится с квартирным вором, чтобы набраться опыта для своего первого романа, но втягивается в преступный мир. Фильм получил несколько наград на Европейских кинофестивалях и восторженные отзывы критиков. Его сравнивали с классикой Хичкока и восхищались операторской работой (оператором был сам Кристофер) и нелинейным повествованием.​​​​​​​

«Мементо» (2000)

«Мементо» (2000)

Успех дебюта позволил режиссеру снять свой следующий фильм «Мементо» под финансированием американской студии Newmarket Films с бюджетом в 4,5 миллиона долларов. Идею для этого фильма предложил Джонатан Нолан, а Крис превратил ее в сценарий. Фильм рассказывал о мужчине, который страдает редкой формой амнезии – он помнит большую часть своей жизни, но забывает последние события каждые 15 минут. Оставляя для себя записки и татуировки на теле, он разыскивает убийцу своей жены. Повествование в фильме велось в обратной последовательности, что добавляло фильму сложности и оригинальности. Премьера состоялась на Венецианском кинофестивале в 2000 году, а главные роли исполнили Гай Пирс («Секреты Лос-Анджелеса») и звезда «Матрицы» Кэрри-Энн Мосс. Критики называли «Мементо» одним из лучших фильмов года, отмечая, что он умный и смешной одновременно. Картина собрала в прокате 40 миллионов долларов, а сам Кристофер получил свою первую номинацию на «Оскар» за лучший сценарий. Это было прорывом в карьере Нолана.​​​​​​​

«Бессонница» (2002)

«Бессонница» (2002)

Впечатлившись последней работой Кристофера известный режиссер Стивен Содерберг предложил его кандидатуру студии Warner Bros. для съемок их нового проекта «Бессонница» с Аль Пачино и Робином Уильямсом в главных ролях. Изначально продюсеры хотели более известного режиссера, но все же утвердили Нолана. Фильм был ремейком одноименного норвежского триллера и рассказывал о двух детективах, которые приезжают на Аляску расследовать убийство подростка. Критики писали, что режиссеру удалось снять не просто бледный ремейк, а переосмыслить материал и сообщить свежие идеи о вечных понятиях морали и вины. Эта работа Кристофера Нолана вкупе с предыдущими принесла ему известность и статус «автора», который наполняет каждый свой проект собственным стилем.

Бэтмен и мировая слава

Жизненный путь Кристофера Нолана — режиссера Оппенгеймера и одного из самых неординарных постановщиков в истории кино

В 2003 году Нолан отклонил предложение снять исторический эпос «Троя» и обратился к Warner Bros. с идеей снять новый фильм о Бэтмене, но с уклоном в историю происхождения персонажа. Во время съемок режиссер старался по минимуму использовать компьютерные спецэффекты, сосредоточившись на традиционных трюках в боевых сценах. На главную роль был утвержден Кристиан Бэйл. Фильм вышел в 2005 году, получил название «Бэтмен: Начало» и был тепло принят публикой, собрав в прокате более 350 миллионов долларов. Пресса хвалила картину за психологическую глубину персонажей и соответствие современным тенденциям, что выгодно отличало ее от супергеройских блокбастеров предыдущих лет. Критики писали, что Кристофер Нолан прошел путь от инди-режиссера до автора больших фильмов с творческим контролем над продюсерами.​​​​​​​

«Бэтмен: Начало» (2005)

«Бэтмен: Начало» (2005)

Через год Кристофер выпустил свой следующий фильм – триллер о двух соперничающих фокусниках «Престиж». Фильм получил признание критиков, которые называли его таинственным и практически сатанинским, а также две номинации на «Оскар» и, несмотря на отрицательные прогнозы аналитиков, хорошие сборы в прокате (109 миллионов долларов при бюджете в 40).

«Престиж» (2006)

«Престиж» (2006)

В 2008 году в прокат вышел «Темный рыцарь», продолжение фильма «Бэтмен: Начало». Изначально Нолан не хотел браться за сиквел, но все же согласился после неоднократных предложений студии. Режиссер решил добавить в картину больше нуара, показать динамику города и рассказать большую криминальную историю. Это был грандиозный успех. Фильм покорил и массовую публику, собрав в прокате более миллиарда долларов, и критиков, которые писали, что он вышел за рамки вселенной комиксов и стал захватывающей трагедией. Многие считают «Темного рыцаря» лучшим фильмом о супергероях, когда-либо снятым. Картина получила две премии «Оскар» – за лучший монтаж звука и лучшую мужскую роль второго плана (посмертно для Хита Леджера за роль Джокера), но не был даже номинирован в категории «Лучший фильм», что вызвало порицание киноакадемии со стороны СМИ. С тех пор количество претендентов в этой номинации было расширено с пяти до десяти, что называют «Правилом Темного рыцаря». 

«Темный рыцарь» (2008)

«Темный рыцарь» (2008)

После этого Нолан подписал контракт на производство очередного совместного фильма со студией Warner Bros., чтобы реализовать свою девятилетнюю идею. Он рассказывал в интервью, что давно хотел снять «научно-фантастический боевик, действие которого происходит внутри человеческого разума». Это была история о ворах, похищающих секреты людей из их снов. Проект получил название «Начало» и вышел в 2010 году, собрав более 800 миллионов долларов. У фильма был очень широкий звездный состав во главе с Леонардо Ди Каприо. Пресса восторгалась фильмом и писала, что искусство и блокбастеры все-таки могут быть одним целым. Кристофер получил за него две номинации на «Оскар», как сценарист и продюсер.

«Начало» (2010)

«Начало» (2010)

Следом за этим режиссер завершил свою трилогию о Бэтмене фильмом «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012), от чего тоже некоторое время отказывался. Критики сочли фильм мощным и убедительным финалом грандиозной истории. Трилогия о Бэтмене внесла в супергеройский жанр новые ориентиры и тенденции – мрачную атмосферу, сложноустроенный сюжет и психологическое погружение в характеры персонажей. А сам Нолан после этого продюсировал картину Зака Снайдера «Человек из стали» о Супермене и последующие ее продолжения.

«Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012)

«Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012)

Продолжение режиссерского успеха и эксперименты

Следующим фильмом режиссера стала научно-фантастическая драма «Интерстеллар» (2014) об астронавтах, путешествующих через межзвездную червоточину в поисках нового дома для землян, которых ждет неизбежное вымирание из-за экологического кризиса. Фильм был высоко оценен за научную достоверность и даже повлек за собой публикацию двух теоретических статей. Американский журнал физики призвал показывать картину в школах. «Интерстеллар» был успешным экспериментом автора, который смог не только рассказать масштабную историю, но и наполнить фильм физико-теоретическими умозаключениями.

«Интерстеллар» (2014)

«Интерстеллар» (2014)

Далее Нолан впервые обратился к военной тематике и снял основанную на реальных событиях историческую драму «Дюнкерк» об эвакуации войск Союзников с французских пляжей во время Второй мировой войны. Фильм был сложным в плане структуры повествования (режиссер снова использовал фишки с течением времени), а также в нем было минимальное количество диалогов и батальных сцен, что нетипично для жанра. В интервью Нолан рассказывал, что долгое время «хотел снять сенсорный, экспериментальный фильм, но ждал доверия студии, которая позволит снять британское авторское кино, но с американским бюджетом». Несмотря на свою сложность «Дюнкерк» собрал более 500 миллионов долларов и стал самым кассовым фильмом о Второй мировой войне в истории. За эту работу Кристофер впервые получил номинацию на «Оскар» за лучшую режиссуру.

«Дюнкерк» (2017)

«Дюнкерк» (2017)

Выход следующего фильм Кристофера Нолана «Довод» трижды откладывали из-за пандемии COVID-19, а когда он все-таки вышел в августе 2020 года, от него ждали воскрешения кинотеатральной индустрии, которая пребывала в кризисе. Но фильм все же не окупился в прокате, став первым неудачным опытом режиссера в финансовом плане. Отзывы «Довод» получил смешанные. Большинству зрителей и критиков история о безымянном герое, который путешествует во времени (снова время!), чтобы спасти планету от ядерной угрозы, показалась чересчур перегруженной и запутанной. А вот режиссуру и визуальные эффекты все в основном хвалили.

«Довод» (2020)

«Довод» (2020)

Помимо режиссерской деятельности и написания сценариев Кристофер Нолан занимается реставрацией старых пленок и входит в Национальный совет по сохранению фильмов вместе с Мартином Скорсезе. На Каннском кинофестивале 2018 года Нолан представил 70-миллиметровую версию своего любимого фильма – «2001: Космическая одиссея». Фильм был переделан из оригинального негатива. Также в середине 2010-х режиссер участвовал в проектах по распространению малоизвестных фильмов в Blu-ray изданиях. О публичной и профессиональной жизни Кристофера Нолана известно многое, но вот личную он не афиширует. Известно лишь, что он до сих пор в браке со своей первой женой Эммой, и у них четверо детей. Сам Крис объясняет это тем, что зрители не должны знать об авторе практически ничего, чтобы в полной мере получить личный опыт, глядя его картины.

«Оппенгеймер» (2023)

«Оппенгеймер» (2023)

Последней на данный момент работой режиссера стал биографический фильм «Оппенгеймер» об изобретателе атомной бомбы с Киллианом Мерфи в главной роли. Это первый фильм, снятый на IMAX кинокамеру с черно-белой пленкой. А также первый фильм Нолана, который он создавал не для Warner Bros. – он перестал сотрудничать со студией, раскритиковав их решение выпускать фильмы одновременно и в кинотеатрах и на стримингах. Режиссер продолжает негативно относиться к CGI эффектам и даже ядерный взрыв снимал без них. Западные критики называют фильм шедевром, выходом на новый запредельный уровень, лучшей работой автора и его magnum opus. Российскому зрителю же остается немного подождать выхода картины на онлайн-платформах (его обещают в ноябре) и проверить, действительно ли Кристофер Нолан достоин статуса «гений», который закрепился за ним в течение 25-летней карьеры.   


Источник