О состоянии современного юмора и его будущем МТ беседовал с двумя заметными фигурами русской комедии: Викой Складчиковой, выступающей в Stand Up на ТНТ, и Антоном Шастуном, актером шоу «Импровизаторы».

Виктория одета в смокинг и рубашку от MEZZATORRE, серьги DIOR, туфли LE SILLA из коллекции NO ONE. Антон в смокинге, рубашке и бабочке ALBIONE, туфлях RENZO MERCURI, также из серии NO ONE.

Фото: Алексей Сулима

XXI век, со всеми своими трудностями, стал золотым веком юмора: забавные видео пользуются большой популярностью на YouTube, общение в социальных сетях и мессенджерах часто строится на мемах, а развлекательные передачи и сериалы стали основой телепрограмм.

Фотосъемка стартовала с того, что может стать основой нового рассказа наших героев: Вика не взяла паспорт, поэтому на территорию студии её пришлось возить в багажнике. Диалог начал проистекать именно там.

Есть ли гендерные отличия в восприятии юмора?

ВСНе различаю существенных различий между мужским и женским юмором. Один критерий оценки юмора — это смешность. Тем не менее, темы всё же различаются.

Я развлекаю рассказами на «женские» темы, потому что являюсь женщиной и живу в своем женском мире.
Тем не менее, для меня важность юмора заключается только в том, насколько он смешной или нет, вне зависимости от гендера.

АШ Я никогда не разделял юмор по полу, считаю его либо смешным, либо нет.

Мужчины обращают внимание на детали в поведении женщин, которые остаются незамеченными для самих женщин.

Фото: Алексей Сулима

В обратной ситуации женщина смотрит на мужчину и сочиняет юмор с собственной точки зрения. Женщине удастся сделать шутку, недоступную для мужчины.

Но женщин в юморе меньше, чем мужчин…

ВС:Не знаю, в чём причина. Чувство юмора, видимо, стереотипно более мужская черта. Может быть, так оно и есть, а может, раньше женщинам было сложнее пробиться в этой профессии. Я «раньше» не жила, поэтому не буду много рассуждать о прошлом. Очень рада, что сейчас в юморе появляется больше женщин.

Художественный стиль юмора сейчас претерпевает изменения? Возникают ли новые типы юмористических произведений?

ВСМножество новых форматов просто поражает — следить за всеми невозможно. (смеется)Честно говоря, юмор меня особо не интересует. Мне нравятся больше документальные фильмы.

Постоянно общаясь с людьми из мира юмора, ежедневно узнаю о новых проектах комиков, продюсеров и сценаристов.

АШ Верю, что всё новое — это хорошо забытое старое. Объясню почему, но сначала уточню: под «юмористическим» имею в виду проекты, цель которых — развеселить зрителя.

В области юмористических программ можно выделить различные направления комедии, наблюдая как всё новое отражает существующие формы.

Виктория в смокинге и рубашке от MEZZATORRE, серьгах DIOR и туфлях LE SILLA, NO ONE. Антон в смокинге, рубашке и бабочке ALBIONE, туфлях RENZO MERCURI, NO ONE.

Фото: Алексей Сулима

Можно выделить стендап-комедию, импровизационную комедию, музыкальную комедию, стэмы, миниатюры, постановки, скетчи — всё это можно назвать «эстрадной комедией» — и видеоформу, то есть комедийный кинематограф.

Ясно, что существуют еще традиционные подходы, такие как клоунада и подобные. Проанализировав эти направления, можно заметить, что сегодня берётся тот же жанр, та же форма и переосмысливается в свежую интерпретацию.

Сет-лист — это смешение стендапа и импровизации: комик выступает с заранее подготовленным материалом, но на ходу реагирует на увиденное или предложенную тему. В качестве примера можно привести миниатюры, после которых наиболее неудачная заканчивается падением комика со сцены.

Говоря о развлекательных шоу, тематика обширна с множеством вариантов и форматов. Новые появляются постоянно, некоторые продержатся ненадолго, но все же выбор значительно шире. Непосредственно выделить что-то принципиально новое, перевернувшее индустрию развлечений, не получается.

Сегодня КВН — главный источник талантов, или всё уже иначе?

ВССейчас появилось больше площадок для самовыражения и жанров юмора. Само участие в проектах стало доступнее, появилась возможность сниматься у многих. Раньше был только КВН, а сейчас много шоу в интернете и по телевидению.

АШМожно исключить слово «главной» – именно это является главной переменной. КВН сохраняет роль источника кадров, но как телевизионное шоу давно потерял актуальность.

Несмотря на то что данная форма сейчас не пользуется такой же популярностью, что и прежде, движение КВН остаётся сильным и интересным. Благодаря ему множество молодых людей могут попробовать себя в юморе.

Сейчас много способов реализовать свои возможности. С началом деятельности «Stand Up», «Импровизаций» и появлением различных площадок для выступлений КВН утратил статус главного места для самореализации.

Фото: Алексей Сулима

Несмотря на это, из КВН выходят много талантливых людей. Просто меньше стало тех, кто играет в КВН долгое время. Раньше могли выступать десятилетиями, часто не уйдя никуда за пределами сцены. Начинали в КВН и заканчивали свой путь юмориста там же. Сейчас участники, приходящие в КВН, остаются недолго. Много примеров, когда люди играли год-два, ну максимум три, и всё — уходили в другие жанры и на другие площадки.

Как цифровые платформы помогают юмористам донести свой материал до зрителей? Или же современный информационный шум мешает им прорваться сквозь него?

АШ Конечно же, помогает. Мы живем в такое время, когда у каждого из нас доступ к огромной аудитории. Если создаёшь что-то хорошее, что-то смешное, что-то талантливое и делаешь это постоянно, то 100% найдешь свою аудиторию. Зритель обязательно придёт. А если не приходит, значит, делаешь что-то неправильно.

ВСДостичь вершин в любой сфере деятельности — непростая задача. Убеждена, что в нынешнем мире с его высокой конкуренцией трудолюбие превзойдет даже талант самого гениального человека.