Спортивная одежда богата символикой. Сборные команды порой лишаются возможности выступать в костюмах с национальными символами для подчеркивания их изолированного статуса. Неудивительно, что именно спортивный стиль произвел революцию в мужском гардеробе: свитшот на работе или джоггеры с пиджаком сегодня никого не удивляют, а полвека назад показались бы необычным выбором. Журнал МТ решил разобраться, как и почему это произошло.

GettyImages

Ответ на вопрос о спортивной одежде менялся с течением времени. Древнегреческие олимпийцы предпочитали выступать в набедренных повязках. В настоящее время спорт часто задает моду, но в начале прошлого века всё было наоборот: у формы не было специального дизайна и она лишь отражала общие тенденции моды. Также форма отвечала представлениям о приличиях: атлеты должны были выглядеть достойно, носить закрытую одежду и не смущать публику демонстрацией голого тела.

Рене Лакост

GettyImages

Ритм жизни менялся: с появлением трудового законодательства и выходными днями спорт стал частью быта обычных горожан. Изменились и представления об одежде: практичность вытеснила условности. В середине 1920-х толстые свитеры и галстуки, традиционная форма теннисиста того времени, уже не нравились Рене Лакосту, который оказался талантлив не только в спорте, но и в бизнесе. На корт многократный победитель турниров «Большого шлема» выходил в хлопковой рубашке с короткими рукавами и отложным воротничком, которая не сковывала движений и позволяла коже дышать. Он позаимствовал этот дизайн у приятеля, игрока в поло маркиза Чомли. В 1933 году по инициативе бизнесмена Андре Жилье рубашка-поло была запущена в производство. Эмблема крокодила, отсылка к спортивному прозвищу Лакоста, стала известной на весь мир, а поло заняло своё место в повседневном гардеробе.

Андре Агасси

GettyImages

Свитшот, или хлопковый пуловер свободного кроя, по примеру футболиста Бертрана Рассела стал заменой привычным шерстяным свитерам игроков. Удобные, стильные и небрежные вещи из спортивной одежды проникли в повседневную моду. Причина не только в практичности, но и в растущей популярности здорового образа жизни: культ красивого, подтянутого тела развивался, и одежда для тренировок подчеркивала принадлежность к тренду, даже если это была лишь видимость, как часто бывает с модой.

Синтетические ткани, эластичные и прочные, создавшие комфортный «микроклимат» во время тренировок и выступлений, стали революцией в спортивной одежде, особенно актуальной для жарких стран. Развитие массового спорта привело к появлению специализированной экипировки для каждой дисциплины, а спортивная мода всё больше заимствовала у повседневной.

Пеле

GettyImages

Тенденция приобрела новый масштаб после того, как владельцы спортивных брендов решили заключать контракты со знаменитыми спортсменами. В 1984 году это произошло с американской компанией Nike и перспективным баскетболистом Майклом Джорданом. Одна из самых успешных коллабораций в истории спортивной индустрии сначала не удалась: баскетболист отказался носить первые черно-красные Air Jordan из-за «дьявольской» расцветки и предпочел бы сотрудничать с более известным adidas. Но коммерческий успех превзошел все ожидания, а охота за раритетными моделями кроссовок стала своего рода спортом даже для тех, кто давно забыл дорогу в тренажерный зал.

Спортивная одежда влияла на обыденную моду, но этот процесс работал и в обратную сторону: создатели экипировки для профессиональных спортсменов стали обращать внимание не только на функциональность, но и на модные цвета и детали. Так сформировался стиль athleisure, который сегодня перестал быть модой и стал нормой. Спортивные тренды все чаще становятся узконаправленными – как сейчас, например, актуален стиль теннисистов и тренировочные костюмы в духе 90-х годов.

Йеспер Парневик

GettyImages

Помимо привилегий для культуры здорового образа жизни, спортивный стиль – это протест. Так было и раньше: например, шорты в мужском гардеробе не считались чем-то нормальным, пока в первой половине XX века не стали частью футбольной формы англичан (без возмущений не обошлось, но к 1950-м практичный подход одержал верх). В нашем веке нарочито безликий спортивный костюм может считаться отказом участвовать в гонке за трендами, а также соблюдением этикета. Последнее спровоцировала пандемия: выяснив, что работать в трениках намного удобнее, чем в костюме, многие решили оставаться в них, даже вернувшись в офисы. Понятия об уместности той или иной одежды в конкретных обстоятельствах стали размываться, и чем-то свежим и оригинальным дизайнерам уже кажется классическая элегантность. Впрочем, если однажды вы надели удобные кеды со строгим костюмом, вернуться обратно уже вряд ли получится.