Спортивная одежда богата символикой. При обозначении изолированного статуса сборной спортсменам запрещают выступать в костюмах с национальными символами. Неудивительно, что революцию в мужском гардеробе совершил именно спортивный стиль: сегодня свитшот на работе или джоггеры с пиджаком никого не удивляют, а полвека назад казались бы безумием. Журнал МТ решил разобраться, как и почему это произошло.

GettyImages
Ответ на вопрос о спортивной одежде менялся со временем. Древнегреческие олимпийцы предпочитали выступать в набедренных повязках. В современном мире спорт часто задает модные тренды, но в начале прошлого века было наоборот: одежда для спорта не имела специального дизайна и отражала общие тенденции, отвечая представлениям о приличиях: спортсмен должен был выглядеть достойно, носить закрытую одежду и не смущать публику демонстрацией обнаженного тела.
Ритм жизни менялся: с появлением трудового законодательства, выходные и свободное время стали частью быта горожан, спорт вошел в их жизнь. Менялись и представления об одежде, она становилась демократичнее. На смену условностям пришла практичность. В середине 1920-х годов толстые свитеры и галстуки (обычная форма теннисиста того времени) не вызывали энтузиазма у Рене Лакоста, который, как выяснилось, был талантлив не только в спорте, но и в бизнесе. На корт многократный победитель турниров «Большого шлема», к изумлению других игроков и публики, выходил в хлопковой рубашке с короткими рукавами и отложным воротничком, которая не стесняла движений и позволяла коже дышать. Дизайн он позаимствовал у своего приятеля, игрока в поло маркиза Чомли. В 1933-м по инициативе бизнесмена Андре Жилье рубашка-поло была запущена в производство. Эмблема крокодила, отсылка к спортивному прозвищу Лакоста, стала известной на весь мир, а поло заняло свое место в повседневном гардеробе.
Пример — свитшот, или хлопковый пуловер свободного кроя, который благодаря идее американского футболиста Бертрана Рассела сменил привычную экипировку игроков — колючие шерстяные свитера. Удобные, стильные и в меру расслабленные вещи из спорта стали проникать в повседневную моду, и дело было не только в практичности, но и в растущей популярности здорового образа жизни: развивался культ красивого, подтянутого тела, и одежда для тренировок подчеркивала принадлежность к тренду, даже если, как часто бывает с модой, это была лишь видимость.
Введение синтетических тканей стало революцией в спортивной одежде. Эти материалы обладали эластичностью и прочностью, способствовали комфортному микроклимату во время тренировок и соревнований, что особенно важно для жарких стран. Развитие массового спорта привело к появлению специализированной экипировки для каждой дисциплины. Внедрение спортивных элементов в повседневную одежду стало новой нормой.
Данная тенденция приобрела новый масштаб после того, как владельцы спортивных брендов начали заключать контракты со знаменитыми спортсменами. В 1984 году это произошло с американской компанией Nike и перспективным баскетболистом Майклом Джорданом. Одна из самых удачных коллабораций в истории спортивной индустрии сначала не сложилась: баскетболист отказался носить первые черно-красные кроссовки Air Jordan, созданные брендом для совместной линейки, из-за «дьявольской» расцветки, и вообще предпочел бы сотрудничать с более известным adidas. Но коммерческий успех превзошёл все ожидания, а охота за редкими моделями кроссовок стала своего рода спортом даже для тех, кто давно забыл дорогу в тренажерный зал.
Спортивная одежда воздействовала на повседневную моду, но этот процесс шёл и в обратную сторону: создатели спортивной экипировки начали уделять внимание не только функциональности, но и модным цветам и деталям. Так возник стиль athleisure, который сегодня перестал быть модой и стал нормой. Спортивные тренды всё чаще становятся узконаправленными – как сейчас, например, актуален стиль теннисистов и тренировочные костюмы 90-х годов.
Кроме приобщения к культуре здорового образа жизни, спортивный стиль – это протест. Так было и раньше: шорты не считались нормальной одеждой для мужчин до середины XX века, пока не стали частью формы английских футболистов (возмущений не избежали, но практичный подход победил к 1950-м). В XXI веке нарочито безликий спортивный костюм может быть отказом участвовать в погоне за трендами и соблюдением этикета. Пандемия спровоцировала это: выяснив, что работать в трениках удобнее, чем в костюме, многие решили остаться в них даже после возвращения в офисы. Понятия об уместности одежды размылись, а классическая элегантность дизайнерам кажется свежей и оригинальной. Если вы надели удобные кеды с строгим костюмом, вернуться обратно уже трудно.