Автомобили становятся доступнее, однако наблюдается снижение потребительского интереса: каковы причины происходящего в российской автомобильной индустрии?

Изображение: img.freepik.com

Unsplash

Впервые за более чем десятилетие в 2025 году средняя стоимость нового легкового автомобиля в России уменьшилась, достигнув отметки в 3,12 млн рублей.

Как сообщил «По словам президента Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексея Подщеколдина, снижение стоимости автомобилей связано с уменьшением продаж и изменением ситуации на рынке.

Стоимость автомобилей в России продолжит расти: для дополнительной категории транспортных средств вводится утилизационный сбор

Снижение цен на новые автомобили до рекордного уровня за последние пять лет: каковы причины?

«Стоимость китайских автомобилей снижается, однако продавцы не теряют надежды: какие модели претерпели наибольшее удешевление на рынке подержанных авто в мае​​​​​​​

По информации, предоставленной РОАД, к концу июня 2025 года средняя рекомендованная розничная цена нового автомобиля составила 3,12 млн рублей. Это на 7% меньше, чем в аналогичный период прошлого года, когда цена составляла 3,35 млн рублей. Наблюдаемое снижение является первым зафиксированным с 2013 года, когда средняя стоимость автомобиля равнялась 906,9 тысячи рублей. С тех пор цены постоянно росли, достигнув пика в 2024 году.

Объем рынка новых легковых и легких коммерческих автомобилей уменьшился на 27% по сравнению с первым полугодием 2024 года и составил 569 129 единиц, несмотря на снижение цен. В денежном эквиваленте наблюдалось сокращение на 31%, что составило 1,8 трлн рублей.

По мнению специалистов, на сложившуюся обстановку повлияло несколько причин. Сергей Удалов, исполнительный директор агентства «Автостат», отмечает, что падение стоимости автомобилей обусловлено уменьшением объема рынка и большим количеством машин на складах у дилеров, которое составляет около 500 000 единиц. Для увеличения продаж импортеры и дилерские центры предлагают ощутимые скидки.

Помимо прочего, на это повлияло уменьшение покупательной силы населения и повышение процентных ставок, что сделало банковские вклады более выгодными, чем покупку автомобиля. Это подтверждается данными статистики в сфере автокредитования: в первые пять месяцев 2025 года объем выданных кредитов на приобретение автомобилей уменьшился на 53% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Автоконцерны Китая и России предоставляют ощутимые дисконтные предложения, размер которых может колебаться от 5 до 10%, а в отдельных ситуациях достигать 20% при реализации более ранних моделей.

Согласно информации, предоставленной РОАД, более 72% транспортных средств, используемых на дорогах России, имеют возраст свыше 10 лет. Чтобы обновить этот автопарк, требуется ежегодно выводить из эксплуатации приблизительно 3 миллиона машин. Прогноз, разработанный ассоциацией на 2025 год, предусматривает реализацию 1,3 миллиона новых автомобилей.

На формирование спроса на новые автомобили оказывает влияние и постоянно увеличивающаяся импорт автомобилей с пробегом. За прошедший год его объемы увеличились на 20,5%, значительный рост наблюдался при импорте автомобилей из Южной Кореи и Китая. Однако Ассоциация РОАД выступает против отмены бонусов для дилеров, полагая, что данный шаг не поможет разрешить имеющиеся трудности на рынке.

Игорь Барышев
Вы бы рискнули покупать сейчас машину?