К празднованию Дня космонавтики мы подготовили несколько рассказов о жизни первого человека в космосе, интересных для каждого мужчины.

teahub.com
1. Драки на пустырях
В 1952 году, будучи 18-летним студентом Саратовского индустриального техникума, он ударил соперника пряжкой от ремня. Стенка на стенку, район на район, деревенские на городских — обычная история в послевоенном СССР. «»Индустрики» славились драками в Саратове и даже за его пределами. Когда начиналась где-то схватка, из общежития на выручку выбегали все студенты, в том числе и Гагарин», — вспоминал один из его сокурсников.

2. Не справлялся с учебой
Ветелка, аэродром Оренбургского военного авиационного училища, 1956 год. Через шесть лет газеты восторженно расскажут о нем, но сейчас он понуро бредет по летному полю. Все курсанты, кроме Гагарина, освоили МиГ-15 и вылетают в небо самостоятельно. Самолет не дается Юрию, он совершает ошибки. Одна из самых критических — «высокое выравнивание профиля посадки». Это бывает с невысокими летчиками — от того, что они слишком низко сидят в самолете (рост Гагарина — 162 см). «Три раза я тестировал Юру, и три раза он не мог сам посадить самолет», — вспоминал его преподаватель Иван Полшков. Документы на отчисление из училища уже готовы, но Гагарин умоляет инструкторов дать ему шанс. Подложив под сиденье подушку и крепко натренировавшись, он сажает самолет на землю.

3. Попер на «авось»
Кто-то скажет это мягче — мол, Гагарин «принял риск». В любом случае он типично «наш человек»: затеял опасное дело, рассчитывая, что «пронесет». СССР изо всех сил стремился опередить США и первым запустить человека в космос. «Восток» изначально не предназначался для пилотируемых полетов. Это была копия разведывательного комплекса «Зенит-2»: чтобы поместить кресло с Гагариным, оттуда просто убрали часть фото- и радиоаппаратуры. Буквально за сутки до старта выяснилось, что суммарный вес корабля и Гагарина в скафандре на 14 кг больше допустимого. Что сделали советские инженеры? Да просто срезали кабели и датчики, которые посчитали не обязательными (с чем связывают последующие проблемы в полете). А за час до старта выяснилось, что люк «Востока-1» закрывается неплотно, виновник — неисправный контакт. За считанные секунды космический корабль разбирают вручную, словно жигули: контакт на месте, сигнал верный.

4. Чудом выжил
В результате аварийной работы третьей ступени «Восток-1» вышел на орбиту на 100 километров выше запланированной точки; если бы тормозная система не активировалась (резервной системы на корабле не было), спуск с такой высоты с помощью аэродинамического торможения мог занять не 5–7 дней, как предполагал экипаж, а 20-50. Гагарин бы погиб в космосе от недостатка воздуха и еды.
Тормоза функционировали, но недостаточно эффективно: автоматика запретила разделение отсеков, и десять минут до входа в атмосферу «Восток» корабль беспорядочно вращался со скоростью одного оборота в секунду. «Сцепив зубы и закрыв глаза, я подумал — «будь что будет…»», — позже напишет Гагарин в докладе (ближе к земле корабль развалился сам). На высоте 7000 метров Юрий катапультировался, но воздух в шлем не поступал – парашютными стропами пережато что-то. Шесть минут Гагарин боролся с одеждой, вися в воздухе, и наконец задышал. Герой! Но не железный, конечно. В момент произнесения фразы «Поехали», его сердце билось со скоростью 150 ударов в минуту. Ничего, справился.
