Изображение: img.freepik.com

В 90-е годы один бренд доминировал на международной футбольной арене больше остальных: Umbro. В это десятилетие английский бренд был техническим партнером нескольких важных команд: в Италии «Интер», «Наполи», «Лацио» и «Парма»; в Голландии «Аякс», а также клубов Премьер-лиги, включая два манчестерских клуба, «Челси», «Тоттенхэм» и сборную Англии.

Актуальность такого рода была обусловлена прежде всего беспрецедентными стилистическими экспериментами, сделавшими Umbro авангардным брендом, способным повлиять на всё футбольное производство в течение ближайшего десятилетия и более.

Изображение: img.freepik.com

Archivio90

Опыт прошлого века ощущается и сейчас настолько сильно, что Umbro возродила некоторые модели той эпохи в капсуле под названием Archivio90, созданной в сотрудничестве с Tacchettee. Ограниченная серия включает три спортивные куртки, три футболки, три толстовки и три пары брюк: столько же, сколько дизайнов футболок, которые носили в 1990-х годах клубы «Интер», «Наполи» и «Лацио» в разные сезоны.

Для «Интера» выбрали выездную майку сезона 1992/93 с черно-синими ромбами на передней части и белым рисунком; для «Наполи» – домашнюю майку сезона 1991/92 традиционного синего цвета с узором «ромб»; для «Лацио» – третью майку сезона 1994/95 серого цвета с геометрическими вставками по бокам.

Появление невиданных ранее футболок

Изображение: img.freepik.com

Особенностью футболок Umbro девяностых годов была оригинальность: смелые, необычные графические решения, невиданные ранее в футболе. В эти годы эволюция спорта к тому, чем является футбол сегодня, была наиболее заметной: форма уже не была простой футболкой для игры, она обретала новые формы, отвечающие ещё примитивным потребностям мерчандайзинга самых популярных клубов.

Umbro занял лидирующие позиции, предложив клубам то, в чём им требовалось: яркие орнаменты, психоделические узоры, необычные линии и геометрию. Появление третьего дизайна футболки как постоянного элемента расширило возможности для фанатов порадовать себя новинкой.

Изображение: img.freepik.com

Некоторые произведения той эпохи до сих пор крепко задержались в представлении болельщиков: например, выездная майка «Аякса» сезона 1989/90 с маленькими синими, белыми и красными ромбами на большой площади футболки, или выездная майка «Интера» сезона 1995/96 с черно-синим рисунком, где элемента логотипа клуба занимают передний план футболки, словно слой краски.

И классические модели не оставили без внимания, хотя эстетически привлекательные решения Umbro вернул после доработки. Например, актуальный воротник, жаккардовые ткани и двойной бриллиант (логотип бренда), разбросанный по всей материи в виде орнамента. Но современным взглядом становится очевидно, что именно самые дерзкие образцы пошли в мир уличной одежды. Стритвир много лет спустя.

Влияние на современную уличную одежду

Изображение: img.freepik.com

SupremeНекоторые культовые бренды уличной и скейтовой одежды, такие как Palace и Patta, черпали вдохновение в работах Umbro в футболе. Совпадение стилей выразилось в коллаборациях, например, с Supreme, где были представлены спортивные костюмы больших размеров, стилизованные под эстетику девяностых годов.

Ещё интереснее случаи, когда бренды прямо использовали архивы Umbro: в 2020 году Supreme повторил спортивную куртку Inter начала 90-х годов с контрастными цветами и надписью Inter косыми печатными буквами. Нью-Йоркский бренд возродил модель, сочетая разные оттенки – красный, чёрный и белый в одном варианте, оранжевый, синий и белый в другом – и добавляя аббревиатуру SUPR.

Изображение: img.freepik.com

Supreme x Umbro

Стиль Umbro проник в повседневную одежду, где сегодня присутствуют футбольные майки. Patta неоднократно сотрудничала с Umbro для возвращения некоторых самых известных дизайнов, как это видно из последних примеров: выездная футболка «Интера» 1993/94 и две футболки «Аякса» 1990 и 1995 годов. До этого Palace воссоздал знаменитую третью майку сборной Англии 1990 года с ярко-синим и полупрозрачным рисунком, имеющим сильный подтекст.

Supreme вновь обратил внимание на футболку «Тоттенхэма» сезона 1991/92, где надпись Spurs на верхней части изделия выделяется из плотного узора тонких полос. Верная интерпретация Supreme появилась в четырёх разных цветах в коллекции весна-лето 2018.

Способность предвидеть тенденции

Изображение: img.freepik.com

Творческие решения Umbro прошлых лет актуальны для современной моды, которая отдаёт предпочтение комфортной одежде, спортивному стилю и уличной моде. В тридцатилетнем отрыве от времени Umbro предвосхитила некоторые тенденции, смело экспериментируя в контексте футбола, который до этого не привык к подобным экспериментам.

Сэм Дисс охарактеризовал подход Umbro к дизайну тех лет: «Футболка сборной Англии для Евро ’96 была создана для ношения с джинсами. Umbro рассматривала футбольную эстетику не только как одежду для игроков на поле, но и как инструмент формирования трикотажной культуры, что было новаторским в то время. В своих моделях компания использовала множество элементов моды того времени, и поскольку мода циклична, модели так и не устарели, они снова соответствуют стилю той эпохи».

Необычное наследие

Изображение: img.freepik.com

Сегодня футбол и спортивная одежда тесно взаимодействуют с модой: это видно по сотрудничеству AC Milan с Nemen и комплекту Juventus от художника Kobra, а также по множеству гибридных моделей, созданных Paris Saint-Germain – от Jordan до BAPE и Koché.

Такие возможности рождаются на благодатной культурной почве, которая соединяет бренды и фанатов. Футбольная майка бесспорно стала частью культуры, самоидентификации, истории – и именно поэтому может сблизить различные сообщества.

Изображение: img.freepik.com

Umbro успешно развивала свой потенциал первые годы существования без сотрудничества с другими марками. Это считалось ненормальным в то время. Bыступая английским брендом и рассматривая Премьер-лигу как культурное явление, а не только спортивное, Umbro заметила, как культура футбольных стадионов охватила улицы Великобритании. Футбол был лишь частью все более широкой культуры, включающей музыку (Britpop, Madchester) и моду с ее культовыми брендами от Stone Island и до Fila и Lacoste.

Стилистический авангард Umbro возник из интуиции о возможности футболки как носителя истории и образов.

Изображение: img.freepik.com

Благодаря блестящим традициям Umbro может сотрудничать с новыми брендами: коллекция на футбольную тематику с Rowing Blazers клетчатыми узорами, тартанами и зигзагообразными полосами, сотрудничество с уличным брендом Aries эффектами «обмана зрения», флуоресцентными цветами, выскакивающими из гипнотических текстур, или объединение стилей с Pretty Green, брендом Лиама Галлахера.

Футбол — не просто зеленое поле, а как и футболки — не просто предмет одежды на 90 минут, об этом до других догадалась Umbro.