Если вы захотите испытать себя в экстремальных видах спорта, будьте особенно внимательны: опасность подобных занятий не меньше, чем у многих болезней.

Бейсджампинг
Видео, снятые бейсджамперами, впечатляют. Однако этот вид спорта имеет обратную сторону: прыжки с высоких объектов считаются едва ли не рекордсменами по уровню смертности. Причины этому очевидны: джамперы в затяжных прыжках развивают скорость свыше 200 км/ч. Эта публика не из тех, кто сторонится риска: бейсджамперов не страшат пролеты через горные расщелины или маневрирование между деревьями. Трагических новостей избегать невозможно: норвежские ученые проанализировали более двадцати тысяч задокументированных прыжков и пришли к выводу, что вероятность погибнуть в одном из подобных полетов чуть больше одной двухтысячной.
Не отвергайтесь от всего бейсджампинга сразу: существуют разные направления в этом виде спорта. Больше половины смертей приходится на самую рискованную — прыжки в вингсьюте. Сам вингсьют разделяется по уровню опасности: 73% смертельных прыжков происходят в горной местности. Обычно причиной гибели джампера становится столкновение со скалами, когда спортсмен не успевает вовремя раскрыть парашют или неправильно рассчитывает траекторию, как это случилось с погибшим несколько лет назад экстремалом Дином Поттером.
Джамперы прыгают не только в горах, часто трамплинами для них становятся обрывы и городские сооружения. Цифры свидетельствуют: лавирование между зданиями безопаснее маневра между скалами.
Дельтапланеризм
Дельтапланеристы представляют собой серьезную конкуренцию джамперам в плане риска для жизни, сравнимую с бейсджампингом по количеству жертв. Несмотря на защитную экипировку и внушительные размеры дельтаплана, дельтапланеристам не избежать смертельных аварий. Иногда причиной становятся собственные габариты летательного аппарата. Одна из самых опасных ситуаций — это взлет: любое сомнение или медлительность может привести к тому, что ветер развернет аппарат в сторону склона.
Внезапный попутный ветер перед приземлением опасен: дельтаплан быстро ускоряется, но не каждый пилотирует летательный аппарат способно увеличить скорость для разворота в обратном направлении. Новичков инстинктивно пытается снизить обороты и врезаться в склон. Скорость может превысить 100 км/ч — после такого столкновения погибают. Добавьте к этому риск столкновения с линиями электропередач, который увеличивается при облачной погоде, и возможность встречи с птицами — вот причина печальной статистики: на тысячу дельтапланеристов приходится один погибший.
Затяжной прыжок с парашютом
После бейсджампинга и дельтапланеризма прыжок с парашютом кажется простым — достаточно вовремя за кольцо дернуть! — но это обманчивое впечатление. Риск представляет собой множество факторов: запутанные стропы, сильный ветер, способный унести парашютиста далеко от точки приземления, например, в море. Серьезную угрозу составляют перепады давления, которые могут отключить неудачливого парашютиста в воздухе. Статистика летальных исходов приблизительно одна на шестьдесят тысяч.
Если вы твердо решили прыгнуть с парашютом, то высота прыжка, скорее всего, будет меньше той, которую предпочитают профессионалы затяжного прыжка. Рядом с вами, вероятно, будет инструктор, который сможет исправить ситуацию в случае непредвиденных обстоятельств.
Кейв-дайвинг
Покорение воздуха опасно, но погружения под воду таят ещё большую угрозу. Классический дайвинг можно с натяжкой считать относительно безопасным, если пройти трёх-четырехмесячное обучение в дайв-клубе. Но экстремальная его разновидность — дайвинг в подводных пещерах — вполне сопоставима с другими видами спорта по уровню риска. Восьми тысяч погибших ежегодно — огромные цифры, если учесть сравнительно небольшую популярность кейв-дайвинга.
Не каждый из восьми тысяч погибнет, но выжившие часто получают пожизненную инвалидность. Большинство трагедий вызвано не недостатком кислорода, а проблемами с сердцем и легкими, сильными головными болями и азотным наркозом — помутнением сознания из-за переизбытка азота на глубине более тридцати метров. Обычный дайвер может начать всплытие при первых симптомах, но кейвдайверу для этого нужно выбраться из пещеры. Иногда этому мешают запутывание ходового конца (путеводной нити), нападения представителей местной фауны и отключение фонарей.
Серфинг
Исследования морских глубин опаснее верховой езды по волнам, но ежегодно на каждые сто тысяч серферов приходится две-три смерти, согласно данным Университета Монаша (Австралия). Учитывая большое количество серферов в Австралии, Испании, Португалии, Мексике и других приморских странах, итоговая цифра весьма существенная. Обычный серфинг травматичен, но почти не связан с риском для жизни. Чаще всего статистику пополняют покорители больших волн, таких как те, что случаются в Назаре (Португалия) или на Гавайях: погребение под восьмиметровым массивом воды мало кому приводит к лёгким ушибам. Представьте, что может привести быстрая серия таких волн? Как минимум недостаток кислорода: освобождение из водного плена иногда занимает несколько минут.
Акулы представляют собой нечастую, но все же проблему для серферов. За последнее полувековую историю наблюдений ни один год не прошел без того, чтобы эти хищники не попытались полакомиться серфером. Впрочем, иногда парни неплохо защищаются!
Мотоспорт
Мотоциклы никогда не считались особенно безопасным видом транспорта. Треть редакции Men Today добирается на них до работы. Безопасность в мотоциклетном спорте гораздо хуже: статистика смертности довольно пугающая — одна смерть на тысячу участников. Про травмы мы и не говорим: аварии не редкость даже на идеальной трассе, несмотря на все меры предосторожности. А что уж говорить о сверхэкстремальных дисциплинах вроде мотофристайла! FMX-райдер мирового класса и герой нескольких материалов Men Today Алексей Колесников рассказывает о падении, после которого многие из нас точно завязали бы с профессиональным спортом.
В скоростных видах спорта, таких как супербайк, травмы (и некоторые смертельные случаи) чаще всего вызваны не авариями, а сильной центробежной силой. Вхождение в вираж на скорости около 300 км/ч может повредить внутренние органы райдера. К этому добавляется непрерывное напряжение — и физическое, и психическое — а также потеря до пяти килограмм массы тела за время гонки.
Покорение гор
Страховочные веревки, металлические карабины, кислородные баллоны — инженеры позаботились о скалолазах. Удручающей статистике смертей — одна на тысячу семьсот пятьдесят человек — обязаны в первую очередь сорвиголовам, предпочитающим при подъеме полагаться исключительно на возможности собственного тела. Более того, эти люди отказываются признавать какую бы то ни было страховку. Собственно, поэтому за их восхождением приходится следить с замиранием сердца.
Альпинисты также часто становятся участниками печальной статистики. В их случае трагедии чаще всего вызваны суровыми погодными условиями, обвалами и сходами снежной лавины. Иногда альпинисты даже выживают после таких событий, но продовольствия не хватает до прибытия спасателей. Не стоит также забывать о рисках, таких как обрывы тросов, высотная болезнь и переохлаждение — они забрали жизни немало смельчаков.
Рафтинг
Поход на плоту по реке не всегда безопасен. Рафтеры отлично знают об этом: впереди их ждут голые камни, быстрое течение и бурная вода. Именно это привлекает любителей острых ощущений: жаждущие экстрима рафтеры выбирают маршруты с максимально возможными шестью баллами по категории трудности — такие реки представляют собой целый каскад водопадов, перекатов, прижимов и подводных карманов — гротов, которые образуются при разрушении скал. Там обычная байдарка превратилась бы в щепки.
На некоторых шестибалльных маршрутах Алтая смертность достигает 50%! Причина не только падение с рафта или его переворот (такое тоже случается), но и переохлаждение. Угадали, какая температура воды в горных реках?
Горные лыжи и сноуборд
Смертность в зимних видах спорта достаточно высока. Не стоит отбирать у ребенка доску: общественные трассы годами функционируют без смертельных случаев. Почти все летальные исходы в зимних видах спорта приходится на прыжки с трамплина и хели-скиинг. Это неудивительно: в первом случае необходимо подлететь на сто с лишним метров, чтобы затем приземлиться, а во втором — упасть с вертолета на склоны, недоступные для человека.
Прыжок с вертолета немного опаснее – статистика свидетельствует, что один из пяти тысяч пятисот шестидесяти прыжков заканчивается смертью спортсмена. (Это не много, если учесть, что на склоне могут поджидать различные угрозы – от оползней до камней, скрытых под снегом). Прыжок с трамплина значительно предсказуемее – фактически единственная задача лыжника – это правильное приземление. И все же стометровый полет не шутка – из восьми с лишним тысяч прыжков один оказывается последним.
Бокс
В боксе человек противостоит человеку, без покорения воздуха, горных склонов или водной стихии. Но статистика смертельных исходов свидетельствует, что такое соперничество небезопасно. По данным активиста Мануэля Веласкеса, за последние сто двадцать лет на ринге погибли более тысячи шестисот боксеров — только во время спарринга.
Смертей от травм во время поединков немало. Не думайте, что современный бокс мягче — по данным Journal of Combative Sport с 1993 года на ринге погибли более семидесяти боксеров. Удивитесь, почему в список самых опасных видов спорта попал именно бокс, а не MMA — казалось бы, значительно более жесткий вид единоборств? Цифры говорят сами за себя: с того же 1993 года жертвами миксфайта стало меньше десяти человек. Причина этого как раз в том, что правила ММА не регламентируют стиль боя: нокауты — главная причина смерти на ринге — уступают значительно менее опасным болевым и удушающим приемам.

Кто осмеливается на подобное? 5 самых безумных и опасных путешествий по миру.
Как превратить страсть к экстремальному спорту в источник дохода?