
В минувшую неделю появилось сообщение об уходе Алессандро Микеле. Gucci После почти восьми лет работы, за которые он организовал одну из самых успешных революций в истории моды, стало самой обсуждаемой и неожиданной новостью недели в индустрии. Но не намного раньше Раф Симонс, легендарный мужчина, объявил о закрытии своего одноименного бренда.
Микеле и Симонс (остающийся креативным директором Prada) не одни известные дизайнеры, чьи судьбы недавно резко изменились. Демна и его Balenciaga, которая в последние годы казалась непобедимой культурной и коммерческой силой, оказались вовлечены в коллективную истерию — подогреваемую плохими актерами и поддерживаемую главной звездой бренда Ким Кардашьян — из-за двух съемок, включавших сомнительный реквизит. В печально предсказуемой цепи событий Йе почти закрепил свое изгнание из мира моды, объединившись с ярым белым супремацистом.
Несколько месяцев назад такие заявления показались бы заимствованными из антиутопий о мире моды: четыре самых влиятельных дизайнера мира завершили своё существование или находятся в творческом кризисе? В действительности трудно не заметить, что в мире мужской одежды произошли радикальные изменения.
Редко какой дизайнер оказал столь сильное влияние на современную мужскую моду, как Микеле и Йе. Даже реже встречаются те, кто так же много вносят в оживленные дискуссии о моде, будь то интеллектуальные или поп-культурные. Демна И Симонс. Помимо Йе, остальные непременно скоро обретут покой: например, вряд ли это последнее, что мы услышим об Алессандро Микеле.
Но окажемся мы в совершенно новом русле.
Последние события последней недели демонстрируют: престиж и влияние имени недостаточно для спасения кого-либо. Микеле провел компанию Gucci через один из самых важных эстетических переходов в новейшей истории мужской моды, представив женственный силуэт и максималистскую чувствительность, которые оказались настолько роскошными и интересными, что другие дизайнеры были вынуждены следовать ему.
Успехи Микеле привели к огромному коммерческому успеху, и за время его работы прибыль Gucci выросла в четыре раза. Тем не менее, продажи снижались (хотя это не то же самое, что падение продаж), а переход Микеле на более изысканное предложение оказался недостаточным, даже с капсульной коллекцией с Гарри Стайлсом и успешным сотрудничеством… Adidas, которое так, или иначе было неизбежным.
Микеле найдёт площадку для своего романтичного и чувственного взгляда, когда пожелает вернуться в мир моды, но, скорее всего, это не будет бренд стоимостью 10 миллиардов долларов (кроме случая перехода в Chanel, как считают некоторые).
Возглавляя BalenciagaДемна не чужд противоречиям. До прошлой недели большинство споров касалось его постмодернистской привычки превращать эмблемы потребления (мусорные пакеты с кроссами) в дорогие предметы роскоши. Случайным наблюдателям может быть непонятно, что Демна в основе своей гуманист и скрывает под темными слоями накопленной в интернете иронии.
Трудно представить что-либо, способное помешать культурному и коммерческому доминированию Balenciaga. Практически всё, созданное Balenciaga, становится настоящей историей: каждый продукт — вирусным успехом, каждый трюк — моментом творческой ясности.
Недавно две кампании Balenciaga вызвали осуждение у части общественности. Одна из них представляла детей с сувенирной продукцией, включая плюшевых медведей в кожаных нарядах, позаимствованных с последнего показа бренда. В другой – сумка Balenciaga x Adidas располагалась поверх канцелярии и документов, одним из которых была копия решения Верховного суда США «США против Уильямса», касающаяся законов о детской порнографии. Возникает ли вопрос о странности? Конечно. Обвинение в теневом заговоре в высших эшелонах моды? Нет совсем.
В ответ на усиливающуюся критику Balenciaga опубликовала ряд пресс-релизов. Третий из них содержал извинения за «ряд серьезных ошибок, за которые Balenciaga берет на себя ответственность». В нем говорилось, что медведей никогда не следовало использовать в съемках с детьми, а бумаги из реквизита, скорее всего, первоначально были сделаны для телесериала. Однако вред уже был причинен.
22 ноября ультраконсервативный телеведущий Такер Карлсон посвятил сюжет своей программы в прайм-тайм на Fox News обвинению Balenciaga в пропаганде эксплуатации детей. Теория заговора уже была принята всеми правыми провокаторами и их последователями, а вскоре в дело вмешались даже благонамеренные матери, включая Кардашьян, которая пообещала пересмотреть свои отношения с французским домом.
Когда-то казалось возможным, что Демна отреагирует на подобные разногласия выпуском футболки с надписью «Faux News». Вместо этого Balenciaga предъявил иск на 25 миллионов долларов декоратору, организовавшему съёмку офиса.
Что же всё это знаменует? Закончится ли период буйного творчества мужской моды, уступит ли место более сдержанной эпохе, где руководители фирм будут сдерживать дизайнеров от авангардных экспериментов? Разумеется, теперь труднее представить себе, что Демна продолжит использовать свой почерк шокирующих образов в ближайшем будущем. Остальные дизайнеры, без сомнения, учтут этот поворот.
Возможно, мы находимся на пороге новой, совершенно неожиданной стадии истории мужской моды, когда все перемены ставят индустрию под сомнение. Прошлые события случились в атмосфере перемен, которые уже давно потрясают отрасль. Вирджила Аблоха его должность в Louis Vuitton Остаётся открытым вопрос, кому достанется престижная награда, и слухи о возможных кандидатах, от знаменитых исполнителей до молодых дарований, ежедневно обновляются.
Среди других дизайнеров, которые, как полагают, делают шаги, — Джонатан Андерсон и Мэтью Уильямс из LVMH. Все это может быть хорошо: в последний раз мелодия остановилась в игре музыкальных стульев высокой моды весной 2018 года, когда Аблох перешел в Vuitton, Ким Джонс — в Dior Men, а Хеди Слиман — в Celine. Все три дизайнера, а также Демна и Микеле, более или менее определили повестку дня для эпохи мужской моды, которую мы пережили, и которая, возможно, подходит к концу. Вот положительная сторона: смена дизайнеров, как правило, порождает периоды интенсивного творчества и переосмысления парадигм высокой моды. Например, назначение Аблоха в LV окончательно узаконило роскошный потенциал уличной одежды.
Следующее поколение коммерческих тяжеловесов ожидает у своих телефонов. Тедди Сантис из Aimé Leon Dore построил империю мужской одежды на двух континентах, продавая красивую одежду начинающим богам вкуса, и все это без традиционной печати. Шараф Таджер из Касабланки незаметно создал законного претендента на следующий роскошный дом в Париже. Гленн Мартенс из Y/Project успешно поставил на Diesel печать своей авангардной конструкции. Имена лондонских звезд Мартина Роуза и Грейс Уэльс Боннер постоянно всплывают в разговорах о вакансиях. Есть и темные лошадки, такие как Tyler the Creator и Frank Ocean, артисты, зарекомендовавшие себя как опытные предприниматели в сфере моды.
Можно отказаться от погони за модой. Тома ФордаПродавший в этом месяце свой независимый бренд компании Estée Lauder за 2,8 миллиарда долларов не ослабил надежды на возвращение в Gucci.
