Сергей Бойцов совершил полный оборот на турнике, подвешенном под куполом воздушного шара, и задал новый уровень для экстремальных видов спорта.

Изображение: img.freepik.com

Архивы пресс-службы

Представьте красочные виды Подмосковья на рассвете. В небе происходит уникальное событие: первый в мире полный гимнастический оборот на перекладине, подвешенной на высоте 1500 метров, без страховки. Сергей Бойцов выполняет «солнышко», балансируя на турнике под огромным воздушным шаром. В процессе выполнения элементов Сергей разворачивает Флаг России. Трюк напоминает сцену из фильма «Миссия невыполнима», но это реальность. Рекордный полет снимают вертолет с профессиональным оборудованием, несколько FPV и мавик-дронов, камеры экшен и 360.

Сергей закончил трюк, ему сразу из корзины воздушного шара бросили парашют. У него два парашюта: для больших высот и специальный бэйс-купол — для приземления с меньших высот. Достаточно оказалось высоты: Сергей спокойно раскрыл большой парашют, совершил свободное падение и приземлился в высокую траву.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Как это было: подготовка спортсмена к рекорду

Автору идеи проекта, Сергею Бойцову, многократному рекордсмену России, спортсмену-экстремалу, парашютисту и бейсджамперу, предложили совершить три рекламных прыжка со скалы с брендированным парашютом. Но Сергей захотел более масштабного перформанса и вернулся со встречным предложением реализовать проект, о котором давно мечтал: выполнить полный гимнастический оборот, называемый «солнышко», на высоте около полутора километров во время полета аэростата. Это особый рекорд, лично значимый, требующий техники и физической подготовки для Сергея.

С детства Сергей занимался спортивной гимнастикой. Вместе с друзьями из поселка он по фильмам и телепередачам учил новые трюки, тренируясь на ржавых турниках: подтягивались, отжимались, садились на шпагат. Так день за днем осваивали все сложнее элементы, в итоге получилось и «солнышко».

Сергею требовалось восстановить навыки гимнастки, последний раз занимался ею восемь лет тому назад. Его ждала серьёзная подготовка для выполнения элемента на высоте на летающей конструкции.

Для осуществления проекта необходимы тренировки, режим, продуманное расписание и ясный план подготовки спортсмена к рекорду. .

  • Из-за плотного графика работы над проектами полноценный сон был недостижимой мечтой.
  • Завтрак: овсянка с яйцами, обед: гречка или рис с куриными котлетами на пару и овощами, редко: стейки, нежаренные миндаль и кешью, ягоды и фрукты. Чай и кусочек горького шоколада.
  • Сергей пообщался с другом и коллегой Александром Сычуговым, известным гимнастом и чемпионом Европы, чтобы обсудить подготовку. Несколько лет назад спортсмены уже занимались вместе, сейчас решили продолжить тренировки.

С 30 марта 2025 года Александр тренировал Сергея для выполнения «солнышка» под летящим шаром. Тренировки состояли из силовых, проводимых в спортзале для укрепления спины и ног, и гимнастических, проходящих в гимнастическом зале.

Изображение: img.freepik.com

Александр разработал для Сергея Бойцова индивидуальную программу тренировок, учитывая его физические данные и уровень подготовки. Основное внимание уделялось развитию плечевого пояса и подготовке корпуса к сложному элементу – гимнастическим оборотам назад на перекладине. Важно было также учитывать особенности «летающей конструкции». Обучение элемента на земле с турником, закрепленным на полу, — это одни ощущения, в воздухе все по-другому: конструкция качается, турник скользит. Тело должно быть к этому готово.

На запястьях рук у него стерлась кожа до крови, местами рвалась. У гимнастов, которые с детства занимаются этой спортивной дисциплиной, кожа привыкает, огрубевает, и таких проблем не возникает. После каждой тренировки на турнике Сергею приходилось восстанавливаться.

Два месяца заняло непрерывное обучение: тренировки, питание, режим. В действительности возможности создать идеальную обстановку не существовало: Сергей занимался и другими проектами, ни одно из которых невозможно было отложить.

Небо периодически закрывали на режим «ковер», а погодные условия этого сезона отличались нестабильностью. Требовалось спланировать работу всех участников проекта, учитывая свободное время, лётную погоду, открытое небо без запретов на полёты и выполнить проект на наивысшем уровне.

Этап конструирования и расчетов

В Туле параллельно тренировкам спортсмена разрабатывали и строили специальную платформу для установки гимнастического турника на распорках. Потребовалась площадка размером 6х6 метров, чтобы выдержать вес турника (85 кг), Сергея (примерно 90 кг) и парашюта. Необходимо было построить легкую, но прочную и надежную платформу, чтобы турник не вырвало из основания во время полета, а шар мог поднять всю конструкцию, учитывая летнюю жару.

Проверенное расчётное бюро провело прочностные расчеты платформы. При проектировании важно было определить силу воздействия «маятника» на платформу, характер «качки», реалистичность выполнения упражнений, отработанных на земле, с учетом неустойчивой конструкции, площади платформы, силы сопротивления ветра и скорости подъема.

Изображение: img.freepik.com

Тестовый подвес в ангаре

В ангаре конструктор решил проверить подвес платформы: карабинами и веревками прикрепил ее к автомобилю с лебедкой, стоящему снаружи постройки. Платформу подняли на небольшую высоту, но веревка с карабином, рассчитанная на нагрузку 2,5 тонны, порвалась и ударилась по руке Сергея. Сергей отделался незначительной травмой, а уровень напряжения от затеянного подъема резко возрос.

Повторная попытка. Использовали новую верёвку, повторили конструкцию подвеса. Получили подвешенную платформу. Сергей оценил поведение конструкции в подвешенном состоянии: она надёжна, сопротивляется. Вывод: без испытательного подъема на аэростате на привязи в условиях, приближенных к условиям свободного полета, не обойтись.

Тестовый подъем на аэростате

Размеры платформы мешали транспортировке на автотранспорте в собранном виде. В таком случае конструкцию разбирали, доставляли к полю взлета и собирали там же. После полета все действия повторялись в обратном порядке: разборка, погрузка, доставка в ангар.

В назначенный день погодные условия были благоприятными, разрешение на полеты получено. Ночью сборщики монтировали платформу. В три часа утра приехала команда воздушного шара, операторы, фотографы и тренер. Сергей проверил турник. Во время выполнения элементов выяснилось, что необходим пересмотр гимнастической подготовки за 2,5 месяца. Спортсмен ставит задачу по переучению техники, так как понимает, что выполнение элемента в зале существенно отличается от исполнения на платформе. Требуется другая тактика, иной подход. По фотографиям и видео удалось изучить поведение платформы и турника, разработать тактику вращений спортсмена.

Изображение: img.freepik.com

Свободный полет аэростата

Неудачная первая попытка. Участники собрались на заключительный полет. Самолет должен был добраться до шаров, выполнить элементы и вернуться на дозаправку, занимающую 25 минут. Для транспортировки платформы использовали шестиметровый автомобиль, а конструкторы собрали ее на месте. Готовность составляла 90%, но прогнозы погоды вызывали сомнения. Пилот самолета вышла на связь и сообщила о своем пребывании на другом аэродроме, где введен режим «ковер», и невозможности прилететь. Было решено назначить новую дату полета — нужно было дождаться хорошей погоды.

С командой снова провели работу, выбрали место вылета. Снова подстроились под пилота самолёта. Одна часть команды к трем часам утра прибыла на точку старта, где собрали платформу. Другая часть отправилась на аэродром для организации и проведения предполетного брифинга, завершения формальностей.

Во время съемок возникли непредвиденные сложности: оператор Антон Ельчанинов прибыл из Мурома, но не успел доставить собственную камеру. Пришлось использовать другую — более дорогую в три раза, но необычную. В России имеется только одна такая камера, а в мире — три.

В полночь Сергей направился к пилоту для согласования деталей. Взлет планировался на 3:00. Но тут возникли проблемы: пилот беспокоилась о недостатке топлива, металась по аэродрому и в итоге заперлась в ангаре, отказавшись от вылета. В полночь замена казалась невозможной, но Сергей каким-то образом связался с другим пилотом — Александром Руткевичем, проживающим в Москве. Тот согласился приехать только к пяти утра. Время было критическим: для полетов воздушных шаров это поздно, однако альтернатив не имели. Александр прибыл вовремя. Команда вывела самолет из ангара, подготовка на стартовом поле началась.

Платформа установлена, шары готовы к запуску, команда с дронами и камерами – к съёмкам.
Масштаб проекта впечатлял Сергея настолько, что он, несмотря на бессонные ночи и вечерний доширак вместо ужина, нашёл в себе силы и энергию завершить дело.
Два аэростата взмыли в небо: к одному прикреплена платформа с турником, на которой Сергей в страховке и парашюте. В корзине второго шара дронщики, а на третьем шаре вместе с пилотом находится фотограф. За шарами последовал вертолет с камерой.

В ходе полёта Сергей решает отказаться от страховки и выполнить семь подходов к турнику, средняя продолжительность каждого – пять-шесть оборотов на триста шестьдесят градусов. Также он делает отдельный подход с несколькими оборотами и ярким синим дымом. Рекорд поставлен!

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Рекорд в цифрах

  • 1 тестовый подъем на лебедке в ангаре
  • Первый пробный взлёт связанного аэростата.
  • Два испытательных прыжка с парашютом.
  • 1 итоговый полет
  • 5 раз собранная и 5 разобранная платформа
  • 1 самолет
  • 1 вертолет
  • 2 воздушных шара
  • 1 парашют
  • 3 фотографа
  • 3 видеооператора с земли
  • 1 воздушный видеооператор с вертолета
  • 3 fpv дрона
  • 2 обычных дрона
  • 4 экшн камеры
  • Общий срок реализации проекта: 2,5 месяца.
  • Над проектом работали: более 32 человек