Изменение формата потребления привело к тому, что торговые центры потеряли свою привлекательность для жителей России.

Unsplash
В России среднее время пребывания посетителей в торговых центрах сократилось вдвое. В первом квартале 2025 года люди оставались в ТЦ всего 1–1,5 часа, тогда как годом ранее этот показатель составлял 2,5–3 часа.
Специалисты считают, что традиционный формат длительного шопинга в торговых центрах постепенно становится менее популярным. Вместо него всё чаще покупатели совершают короткие и целенаправленные визиты. Сейчас люди чаще выбирают товары или услуги онлайн, а в торговый центр приходят только за тем, что уже определились купить. Особенно это характерно для жителей крупных городов, которые стремятся экономить время и не хотят тратить его на дорогу или поиски нужных магазинов внутри комплекса.
«Магнит» приобрел «Азбуку вкуса»: судьба бренда
В Государственной Думе предложили идею о самоограничении продаж алкоголя в России.
Уход западных марок одежды, таких как Zara, H&M, – еще одна причина уменьшения времени пребывания посетителей в торговых центрах. UniqloДо 2022 года эти компании привлекали основную часть посетителей в торгово-развлекательные центры. Сейчас россияне чаще заказывают товары этих компаний через интернет-площадки. Из-за уменьшения потока покупателей большинство арендаторов торговых площадей просят снизить стоимость аренды, указывает NF Group. По данным компании, доход ритейлеров уменьшился на 25–40%.
Торговые центры сталкиваются с серьезными трудностями: уход западных брендов и снижение посещаемости из-за отсутствия востребованных товаров от крупных компаний. В то же время маркетплейсы предлагают товары тысячи брендов по более низким ценам, чем магазины в торговых центрах.
Возможность примерить — недостаточно сильное преимущество, особенно для молодых. маркетплейсы Им помогают в этом: покупают 5-10 штук одного товара, но разных размеров. Затем выберут лучший вариант.
Торговые центры немного, но всё же, конкурируют с сервисами доставки еды. Ранее много людей, работающих неподалёку от торгового центра, приходили туда на обед. Другие ели после работы в ТЦ и затем ходили по магазинам. С развитием очень быстрой доставки потребность в обеде на шумном фудкорте исчезла.
Теперь ходить по гипермаркетам ради продуктов на неделю не нужно. Товары из этого гипермаркета за 100 рублей доставят курьер. Не надо таскать тележки и тяжелые сумки: донесут до двери и аккуратно оставят у двери, либо передадут вам в руки.
ТЦ сталкиваются с ограниченным количеством возможностей, поэтому им необходимо быстро переосмыслить свою концепцию для сохранения конкурентоспособности на рынке услуг и развлечений.