Александр Степанов, известный как ST, успел побывать участником группы «Ленинград», автором песни Ольги Бузовой «Мало половин» и победителем шоу «Новые звезды в Африке». Для МТ артист создал восемь новых образов и поделился историей русского рэпа.

В 2003 году ST сделал первую запись. По случаю юбилея этого события исполнитель вспоминает о начале и развитии своей карьеры в рэпе – жанре, ставшим за двадцать лет главным в мировой и российской музыкальной культуре.
Помнишь, как ты познакомился с репом?
Русский рэп вошёл в мою жизнь вместе с песнями Децла. Полагаю, это была самая мощная волна, после которой молодые люди стали связывать свою жизнь с рэп музыкой и искать ответ на вопрос: «Что ты сделал для хип-хопа в свои годы?».
Вспомнишь ли ты свой первый опыт?
В школе я написал первый текст. Одноклассник переписал его и показал другому. Через некоторое время ученик из другого класса сказал мне что-то вроде: «Классный текст». Мои строки распространились по школе, и я начал получать отклик.
Понимать, что мысли, возникшие у тебя, могут быть значимы для других, здорово. Вдруг думаешь: «Вот оно, оказывается, это важно не только мне!». И продолжаешь писать, полны сил и желания быть услышанным.
И тогда ты уже мечтал быть музыкантом? Ты сказал маме: «Мам, я буду рэпером»?
«Мама, я буду читать рэп!» — звучало так же, будто на непонятном языке говорили о чем-то бессмысленном. До определенного момента я так и думал, ничего подобного не заявляя. Пока дома предполагали (если вообще думали об этом), что это пройдет как забава, я уже четко понимал: это дело всей моей жизни. Особенно после первого живого выступления! Не передать словами! Скорее всего, для этого меня и создавали. Когда ты впервые слышишь, как зал поет твои слова вместо тебя, то все, ты больше никогда не сможешь отказаться от этого!

В уме возникла мысль, обрела форму и рифму на бумаге, затем была записана в микрофон. Позже я услышала ее от чужого мне голоса — человека, пришедшего на концерт, заплатив за билет.
Ты пришёл в рэп-культуру в период её быстрого развития.
Рэп развивался, но ещё не был таким же популярным, как сегодня. Каждая субкультура, по-моему, тяжело переносит переход из узкого круга в широкие массы, это касалось и рэпа.

Чем больше людей слушало твою музыку, тем агрессивнее становились комментарии, обвинявшие в банальности и пошлости. Думаю, хейтерство появилось именно тогда, когда рэп вошел в массы.
Тебя это «опопсение» рэпа задевало?
Всегда хотелось, чтобы о любимой музыке узнавало как можно больше людей, и сейчас радуюсь, что первый альбом «Сто из Ста» признан классикой. Тогда пришлось постоянно бороться за место в рэп-музыке.
Выходил за рамки, стремился на ТВ и радио, зная, что только так рэп станет популярным. Вел передачи, приходил в эфир, давал интервью и выступал — на рэп-вечеринках, премьерах, официальных мероприятиях.
Микрофон есть, давай сюда — и начался разгар событий.
Главным показателем для меня стал рост числа слушателей.
В первых турах интернет доступен, но работает неэффективно, поэтому сложно определить масштаб аудитории. Приезжая в город, видишь настоящих поклонников: люди запоминают песни наизусть, создают рисунки и подарки, а за выступления платят организаторы.

В то время ещё не было стриминга, и деньги за проданные диски приходилось ждать долго. Единственный способ зарабатывать – давать концерты.
И тогда ты бросил учебу…
Оставил работу и учёбу. Вместо занятий записывал песни и выступал вечером, а зарабатывал на учебу. После размышлений отказался от работы и учебы, посвятив себя музыке. Сейчас хочу поступить в институт, так как иногда чувствую нехватку знаний. Никого к этому не призываю, ведь у каждого свой путь.
Денег от концертов хватало уже тогда?
Сегодня концерты есть, а завтра нет. Потому я выступал ведущим в ночном клубе «Жара»! Думаю, большинство крутых клубных ведущих сейчас — это те, кто видел наше выступление с Леваном.
Сейчас те, кто посещал первые концерты, стали совершенно взрослыми людьми.
Люди иногда говорят: «Я вырос на ваших песнях». Это очень необычно. Если расставания у вас были после 2011 года, то в доме скорее всего звучала «Иду ко дну», а вы «не пили, а отмечали». А если отношения начались после 2018 года, то вам наверняка говорили: «иди сюда, я тебя поцелую», но при этом знали: «счастье любит тишину».

Мне самому кажется, что я молод и только начинаю свой путь. Но если посмотреть назад, то я участвовал в рэп-батлах и написал для Ольги Бузовой «Мало половин». Выпустил сборник стихов и с группой «Ленинград» видел забитые до отказа стадионы России. Возможно, сейчас что-то не вспомню, но те, кто прочитают это интервью, всё вспомнят.
Меня всегда манила возможность испытать себя в чём-то неизвестном. Успею ли? Смогу ли? Давайте попробуем. При этом я всегда оставался с крепкой опорой и помнил о своих корнях.
Так рэп всё же твой главный любимый жанр?
Есенин говорил: «большое видится на расстоянии». Рэп – это масштабная музыка! У меня всегда было что сказать, получив возможность использовать рэп как инструмент, я сразу этим воспользовался. Сегодня рэп – это поп-музыка, объединяющая людей разных слоев. Её хотят слушать на свадьбах, днях рождения детей, юбилеях и городских мероприятиях.
Это музыка, приносящая исполнителям солидный доход, а иногда такой, что сносит голову. Рад, что выбрал музыку делом своей жизни. Рад наблюдать за её развитием, за новыми веяниями и именами. Рад, что делал музыку тогда и могу делать её сейчас. По-прежнему получаю невероятный восторг от живых выступлений и концертов. Закончу интервью, поеду в аэропорт – на выступление! Приглашаю вас лично на свой большой сольный концерт в Москве 11 ноября!
Что ты можешь рассказать о проекте ТНТ «Новые звезды в Африке»?
Победа в шоу точно добавила уверенности в себе, способностях и выбранном направлении.
Что было самым сложным на проекте?
За исключением отдельных испытаний, самым трудным было расставание с семьёй на такой длительный срок. Первый раз за все время наших отношений мы так долго не виделись с Ассоль и Эстель. Я невероятно сильно скучал по ним. Но знание того, что они верят в меня и ждут дома с победой, прибавляло мне сил. Если же говорить про испытания, то это испытание на мосту вместе с Наташей Бардо.
Что ты испытал в момент победы?
Непередаваемые чувства и эмоции: эйфория, гордость, радость, счастье. Чувство, что можно выдохнуть и расслабиться. Сделал максимум возможного и выиграл. Победа моя! Хочется плакать и смеяться, кричать и бить себя в грудь. Облегчение и восторг!
Как твоя семья встретила тебя?
Ассоль встретила меня в аэропорту, а с Эстель мы увились дома. Ассоль знала, что я лечу к ней с победой, потому что первое, что я сделал после получения телефона — это позвонила ей. Мы плакали, целовались и не хотели отпускать друг друга из объятий. Потом меня накормили.