Нам захотелось освежить память о самых серьёзных катастрофах, произошедших с самолётами известной американской авиакомпании.

Крупнейшая авиакатастрофа в мире

Вследствие трагической случайности крупнейшая катастрофа с 583 погибшими случилась на солнечных Канарских островах. На ВПП столкнулись два Boeing 747. 27 марта 1977 года в аэропорту Гран-Канария произошел теракт (к счастью, никто не пострадал), после чего его временно закрыли и прекратили прием самолетов. Два лайнера KLM и Pan American отправили на единственный подходящий для такой техники аэропорт Лос-Родэос на острове Тенерифе. Небольшой аэропорт быстро перегрузился воздушными судами: заняты были все стоянки и прилегающие рулежные дорожки.

После четырех часов простоя Гран-Канария открылся, и уставшие экипажи покинули Лос-Родэос. Ближайшими к ВПП были борты KL4805 и PA1736. Пришел плотный туман с видимостью 300 метров. Первый, следуя указаниям диспетчера, пошел в противоположный конец взлетной полосы и сразу был готов к взлету. Борт американской Pan Am получил указания рулить за голландцами и затем свернуть на рулежную дорожку, чтобы не мешать взлету борта KLM. Стоит отметить: испанские диспетчеры говорили с сильным акцентом – оба экипажа постоянно переспрашивали команды у вышки УВД, да и сами пилоты из-за длительного ожидания плохо коммуницировали между собой, постоянно вмешиваясь в переговоры с вышкой и перебивая друг друга.

Экипаж KL4805 неправильно понял указания диспетчера и начал разгон, в то время как PA1736 все еще находился на ВПП и двигался навстречу разгоняющемуся самолету. Экипаж Pan Am увидел взлетающий KLM и пытался уйти от столкновения, но было уже поздно.

На рейсе KL4805 погибли все — 234 пассажира и 14 членов экипажа. В момент столкновения самолет уже летел. Рейсу PA1736 повезло больше: спаслись 61 пассажир.

Трагедия под Токио

Перед японским праздником Обоном, 12 августа 1985 года, аэропорт Ханэда переполнялся: кто-то спешил на отдых, кто-то к родственникам — все самолеты были полны пассажиров. На борту Boeing 747 авиакомпании Japan Air Lines находились 509 пассажиров и 15 членов экипажа.

Вначале всё шло по плану: борт JAL123 выкатился на взлётно-посадочную полосу, получил разрешение на взлёт, разогнался и поднялся в воздух. Через 12 минут полёта на высоте 7200 метров у самолёта отсоединился вертикальный хвостовой стабилизатор (киль). В салоне упало давление, и самолёт потерял управление.

В течение 32 минут экипаж прилагал все усилия, чтобы удержать самолет в воздухе, главным образом регулируя работу двигателей. Воздушное судно то становилось полностью неуправляемым, то экипажу удавалось вернуть его на прежний курс, но физика оставалась неизменной. Стремясь избежать столкновения с горой Оцутакава, экипаж резко увеличил мощность двигателей. Самолет подскочил вверх носом, а затем, потеряв управление, на большой скорости врезался в лесистый склон горы.

Трагедия не завершилась на этом. Координаты крушения стали известны через двадцать минут после происшествия, но первый экипаж прибыл лишь спустя четырнадцать часов из-за хаоса в японских службах спасения. Эксперты пришли к выводу, что большинство пассажиров погибли на земле от ран и переохлаждения. Спустя десять часов после катастрофы некоторые пострадавшие всё ещё были живы. Из 524 человек выжили только четверо: два взрослых и двое детей.

Отрыв киля на высоте вызвал некачественный ремонт. Расследование показало, что за несколько лет до трагедии борт JAL при посадке ударился хвостом о взлетную полосу, повредив хвостовой гермошпангоут. Ремонт был выполнен с грубыми нарушениями, что в итоге привело к отрыву стабилизатора.

Глава Японских линий отошёл от своего поста после того, как авиакомпания признала свою долю вины в катастрофе, а руководитель технического отдела совершил самоубийство.

Крупнейшее столкновение самолетов в воздухе

Вновь произошел сход двух самолетов — Boeing 747 и ИЛ-76. В отличие от катастрофы на Канарах, жертв заметно меньше — 349 погибших. В сентябре 1996 года рейс SVA763 (Boeing) компании Saudi Arabian Airlines следовал из Дели в Саудовскую Аравию. На борту находилось 289 пассажиров, многие из которых направлялись на заработки по вахтовому методу. Рейс KZA1907 (ИЛ-76) вылетел из Шымкента, что в Казахстане, в направлении Дели.

Из-за встречного курса казахского KZA1907 и саудовского «Боинга» диспетчер приказал экипажу ИЛ-76 изменить высоту, чтобы избежать столкновения. Однако пилоты, плохо знающие английский и недостаточно опытные, вместо того чтобы удерживать горизонтальную дистанцию 300 метров от «Боинга», начали плавное снижение до высоты борта SVA763.

На высоте 4109 метров самолеты столкнулись: борт KZA1907 находился всего в трех метрах под «Боингом», вместо запланированных 300 метров выше, указанных индийским диспетчером. Оба самолета разрушились в воздухе, разбросав обломки на семи километров. В первые минуты после катастрофы спасатели обнаружили шесть выживших с обоих бортов, однако все они умерли до прихода помощи.

Тихая катастрофа

Это даже катастрофой назвать нельзя, так как до сих пор не установлены ни обстоятельства, ни причины происшествия, а в отчёте следственной группы сплошь размытые формулировки, вроде «несчастный случай» и «при невыясненных обстоятельствах».

8 марта 2014 года Boeing авиакомпании Malaysia Airlines вылетел из аэропорта Куала-Лумпур в Пекине с экипажем из 12 человек и 227 пассажирами. Рейс предполагал 6-часовой ночной перелет. После взлета пилоты поддерживали связь с диспетчером, не сообщали о проблемах или нештатных ситуациях. Все системы работали исправно, а топлива было достаточно для рейса.

Через 37 минут полета, при смене диспетчеров, экипаж MH370 перестал отвечать. Вскоре на борту отключили транспондеры, и самолет исчез с экранов диспетчерских служб. Через 17 минут после этого впервые попытались выйти на связь с MH370, но в ответ — тишина, которая продолжалась 6,5 часов. Почти через семь часов авиакомпания официально сообщила о пропаже Boeing без вести.

Поиск лайнера осуществлялся в два этапа: с 8 марта по 28 апреля 2014 года и с августа 2014-го по январь 2017 года. В операциях участвовали 26 стран, военные, спецслужбы и ученые, ФБР пыталось отследить маршрут пропавшего Boeing с помощью iPhone пассажиров. Было исследовано дно океана в предполагаемом месте катастрофы, потрачено десятки миллионов долларов. Результатов нет. С 2014 года существенные обстоятельства происшествия остаются невыясненными.

Падение с эшелона

Много версий трагедии 17 июля 1996 года: от взрыва террориста-смертника до ракетного удара ВМС США. Но сначала – уставший Boeing 747 компании TWA готовится к вылету из нью-йоркского аэропорта имени Джона Кеннеди в Италию с остановкой в Париже. Разгон, взлет, набор высоты и стандартный диалог с диспетчером. Через 11 минут оба бортовых самописца прекращают запись. Самолет взорвался в воздухе и рухнул в Атлантический океан – погибли все 230 человек на борту.

В начале расследования катастрофы основной версией считался теракт, поэтому к нему подключилось ФБР. Агенты допрашивали всех возможных очевидцев происшествия, но делали это крайне осторожно и вежливо, так как в этот момент бюро испытывало давление прокурорского надзора. В итоге никаких доказательств теракта не найдено. Как и атак ВМФ США и многих других версий воздействия на лайнер извне.

Главным объяснением происшествия после разбора обломков, расшифровки бортовых записей и восстановления последовательности событий стало воспламенение центрального топливного бака, размещенного между крыльями. Вероятной причиной возгорания стало короткое замыкание в проводе вне самого бака. Взрыв произошел на днище самолёта между кабиной пилотов и крылом, образовав огромную дыру, из которой мгновенно разрослись трещины. Носовая часть самолета с кабиной пилотов отделилась. Кабина сразу же упала в воду, а обезглавленный горящий самолет сначала резко взлетел вверх, а затем рухнул в океан.