История Тома Рипли, парня без денег и перспектив, случайно отправляющегося в Италию вернуть сына американского богача Дики Гринлифа с затянувшихся каникул и в конечном итоге занявшего его место, стала классикой мирового кино и культовым фильмом о мужской моде. Анастасия Громова в своей колонке пытается разобраться, почему так произошло – и ждет ли подобная судьба ремейк картины: мини-сериал «Рипли» с Эндрю Скоттом в главной роли.

Кинопоиск
Многие фильмы используют одежду как самостоятельный элемент сюжета. Например, в «Великом Гэтсби» рубашки высокого качества символизируют новое богатство главного героя и являются ключевой сценой как в романе, так и в экранизации. Несмотря на это, мало кто хочет быть Джеем Гэтсби. С другой стороны, гардероб Дики Гринлифа в исполнении Джуда Лоу уже 25 лет считается курортной классикой, идеальной отпускной капсулой и символом хорошего вкуса, небрежного шика, который позже будет назван «тихой роскошью». Образы Дики Гринлифа, а затем Тома Рипли (Мэтта Деймона), когда тот начинает притворяться своим новым другом и кумиром, не поражают сложным стайлингом. Повторить такой гардероб при большом желании (и немаленьком бюджете: качественные ткани здесь – ключевой параметр) совсем не сложно. Гардероб Мардж – невесты Дики, которую сыграла Гвинет Пэлтроу, также прост и безупречен.
Несмотря на съемки в конце 90-х, художники по костюмам Энн Рот и Гэри Джонс воссоздали эпоху 50-х годов с достоверностью, не применяя фильтры современности. Классические мужские костюмы того времени часто называют скучными, поскольку акцент делался на демонстрацию достатка, а не дизайнерских изысков: широкие лацканы пиджаков – символ окончания нормирования тканей. В подобной консервативной одежде представлен Том в начале фильма, трикотажные поло, шелковые халаты с узором пейсли и великолепно скроенные пиджаки Дики Гринлифа – яркий контраст с гардеробом обаятельного преступника.

В романе и фильме показано, как человека судят по одежде: пиджак с вышивкой «class of ‘56», который одолжил Том Рипли, позволил богатому отцу Гринлифа принять бедного пианиста за однокашника своего сына. Превращение Тома Рипли в Дики Гринлифа также сопровождается сменой гардероба. Одежда персонажа Джуда Лоу помогает мошеннику стать своим обожаемым кумиром: это метафора того, как вещи позволяют нам почувствовать себя по-другому – или даже кем-то другим. «Притворяйся, пока не получится» — говорит заезженная формула успеха, но история Тома Рипли показывает, что иногда достаточно надеть правильный блейзер.

«Лгать, подделывать подписи, имитировать практически кого угодно» — главные таланты мистера Рипли, по его собственному признанию, но в начале фильма зрители видят его настоящую одежду. Одна из самых комичных сцен фильма – появление героя Мэтта Деймона в теплом шерстяном костюме и ботинках дерби, что резко отличается от пляжной одежды остальных. Его обувь заношена, костюм мешковат и неудобен (ткани в то время были тяжелее современных, что художники по костюмам постарались отразить в фильме), будто взятый с чужого плеча. В новом обществе, где его никто не ждал, Том явно чувствует себя неловко и неуверенно, словно в этой самой двойке.

Дики Гринлиф, молодой человек из состоятельной семьи, беззаботный модник, прячущийся от действительности в солнечной Италии, выглядит и чувствует себя иначе – об этом говорят его струящиеся брюки, модные трикотажные поло, легкие шелковые рубашки и шляпы. «Возьми что-нибудь из моих вещей. Что угодно. В основном это старьё», — говорит Дики новому знакомому, и перевоплощение начинается. Небрежный шик, беззаботность, мнимая простота – Дики Гринлиф со своим гардеробом, в отличие от Тома Рипли, в этом мире свой, занимает место, положенное ему по рождению, и ему не нужно стараться. Чем больше Том Рипли превращается в Дики Гринлифа, тем увереннее он чувствует себя в этом мире. Не потому ли, несмотря на бесконечную череду трендов, этот курортный стиль остается культовым? Ведь самый простой способ почувствовать себя другим, отключиться от рабочего режима, отбросить все тревоги – надеть одежду, которая ассоциируется именно с таким настроением.

Новый «Рипли» можно оценить уже через несколько дней, но кадры из трейлера показывают, что художники по костюмам выбрали минимализм. Стиль культового фильма представлен в гротескной форме, образы героев перекликаются друг с другом. Получит ли новая картина такой же статус, как оригинал?
