Перезагрузка: что происходит с российским автоспортом

К началу 2020-х годов наша страна стала одним из признанных лидеров мирового автоспорта. На счету россиян были подиумы в «Формуле-1», на чемпионате мира по ралли, в абсолютном зачете чемпионата мира по гонкам на выносливость, мировом туринге и серии IndyCar, а легендарные марафоны «Дакар» и гонка «24 часа Ле-Мана» и вовсе превратились в вотчину спортсменов и команд из РФ. Более того, RDS стал одним из самых престижных чемпионатов по дрифту в мире, а Георгий Чивчян и Аркадий Цареградцев каждый год возвращались с медалями с Межконтинентального кубка по дрифту FIA. В молодёжных сериях выступало множество талантливых пилотов из России, наши парни регулярно побеждали в «Формуле-Renault», «Формуле-2» и «Формуле-3».

Сейчас, когда доступ для них на международные соревнования закрыт, многие сменили фокус и сконцентрировались на отечественных гоночных сериях. Если раньше главной задачей было достойно представить национальный флаг на международной арене, то теперь — создать топовые спортивные соревнования внутри страны. Резкий рост конкуренции в российских чемпионатах привлек к ним интерес СМИ и зрителей.

Добро пожаловать домой

Перезагрузка: что происходит с российским автоспортом
Перезагрузка: что происходит с российским автоспортом

Сто — красивое число. Между тем это далеко не рекордное число участников G-Drive Российской серии кольцевых гонок на одном этапе. Рекорд близок к 120 пилотам и постоянно обновляется. И что это за пилоты! В сезоне 2022 года в топовых категориях «Кольца» дебютировало сразу несколько гонщиков, добившихся больших успехов за рубежом. Например, победитель гонок «Формулы-3» Александр Смоляр теперь выступает в категории SMP TCR Russia, а победитель марафона «24 часа Спа-Франкоршам» в классе ProAm Ринат Салихов — в SMP GT4 Russia. В эту категорию после перерыва вернулся и чемпион Европы в классе GT4 Андрей Солуковцев.

Перезагрузка: что происходит с российским автоспортом

Растет интерес и к более доступным категориям. В G-Drive Cup, который разыгрывается среди пилотов, выступающих на отечественном прототипе Shortcut, на старт регулярно выходят более 20 пилотов. И число желающих растет — компания DK Racing, которая выпускает «шорткаты», едва справляется с растущим спросом. Причем в гонки приходят не только парни, но и девушки. К Татьяне Добрыниной, одной из самых успешных пилотесс в нашем кольцевом автоспорте, в текущем розыгрыше присоединились Катерина Бояринова и Екатерина Капица.

Перезагрузка: что происходит с российским автоспортом
Перезагрузка: что происходит с российским автоспортом

Стремительно развиваются и гонки на выносливость. Если раньше в лучшие годы календарь Российской серии гонок на выносливость REC насчитывал пару этапов, то теперь в программе соревнований — пять четырехчасовых марафонов. И они собирают весьма представительную стартовую решетку. В прошлом году в главной гонке года, марафоне на автодроме «Игора Драйв», который проходит в рамках спортивного праздника Garage Fest, участвовали экс-пилоты «Формулы-1» Виталий Петров, Даниил Квят и Сергей Сироткин, чемпионы мира по гонкам на выносливость Роман Русинов и Виктор Шайтар, победитель «24 часов Спа» в своем классе Ринат Салихов и призер этапов IndyCar Михаил Алёшин.

Помимо топовых пилотов на выступлениях в России сконцентрировались и топовые коллективы. Так, G-Drive Racing уже второй год выступает в REC, а «КАМАЗ-мастер» — в чемпионате страны по ралли-рейдам.

Шанс для нового поколения

Перезагрузка: что происходит с российским автоспортом
Перезагрузка: что происходит с российским автоспортом

Одна из самых успешных российских команд в гонках на выносливость — G-Drive Racing — не просто борется за победы в отечественных марафонах, но и занимается воспитанием нового поколения спортсменов. Вместе с Московским политехом она запустила программу, которая позволяет учащимся попробовать себя в автоспорте. Да-да, спортпрототип G-01, которым управляет чемпион мира, Европы и Азии по гонкам на выносливость Роман Русинов, обслуживают в том числе и студенты! Задача, которую ставят организаторы перед программой, проста и понятна — передать свои знания новому поколению отечественных инженеров и конструкторов.

Перезагрузка: что происходит с российским автоспортом
Перезагрузка: что происходит с российским автоспортом

Но и сам Роман не прекращает учиться. Прославленный пилот, всю жизнь ездивший по гладким как гладильная доска кольцевым трассам, решил попробовать себя… в ралли-рейдах! Весной этого года Русинов дебютировал в бахе «Золото кагана», который проходит в Астраханской области, на мини-багги класса Т3, а уже летом вышел на старт престижного ралли-марафона Евразии «Шёлковый путь». Причём Роман далеко не единственная мировая звезда, которая сражалась за победу в этой категории. Его главными соперниками выступили победитель «Дакара» в классе квадроциклов Сергей Карякин и серебряный призер женского Кубка мира по кросс-кантри Анастасия Нифонтова.

Перезагрузка: что происходит с российским автоспортом
Перезагрузка: что происходит с российским автоспортом

В марафоне 2023 года Русинов стал вторым, лишь немного уступив Сергею Карякину. Роману совсем немного не хватило, чтобы повторить достижение другого звёздного новичка, экс-пилота «Формулы-1» Никиты Мазепина, который с ходу стал лучшим в классе Т3 на «Шелковом пути» год назад.

Перезагрузка: что происходит с российским автоспортом
Перезагрузка: что происходит с российским автоспортом

Не менее острая борьба кипит в категории грузовиков. После того как организаторы «Дакара» не пустили на старт гонки 2023 года ни российский КамАЗ, ни белорусский МАЗ, обе команды сосредоточились на гонках в России. А на «Шелковом пути» к ним с заводской командой присоединился «Урал». Учитывая, что ГАЗ уже много лет выступает в категории внедорожников, представительство отечественных производителей в ралли-рейдах стало максимальным. И если «Урал» пока в догоняющих, то «КАМАЗ-мастер» и «МАЗ-СПОРТавто» подарили поклонникам борьбу до последних километров дистанции, победителями которой стали белорусские спортсмены. При этом победу в ралли «Дакар», которое лишилось всех лидеров грузового зачета, разыграли пилоты, ранее боровшиеся за места в конце первой десятки.

Российский Ле-Ман

Перезагрузка: что происходит с российским автоспортом

Лишившись этапа «Формулы-1», в АНО «Росгонки», которая отвечала за организацию Гран-при России, решили провести собственное мероприятие. Так год назад родился Garage Fest, который в 2023 году прошел во второй раз. Идея — праздник спорта, музыки и драйва для всей семьи. На разных площадках в рамках одного события прошли: 4-часовой марафон Российской серии гонок на выносливость, этап чемпионата по дрифту RDS Europe, выставка классических автомобилей «Автокультура», Всероссийское соревнование «Формула-Студент», а также концерты звезд эстрады.

1 / 4

Для того чтобы посетители были в курсе всего происходящего на многочисленных площадках, на фестивале работала прямая трансляция из студии, гостями которой стали пилоты, коллекционеры, звезды шоу-бизнеса и автомобильные эксперты. Двухдневный фестиваль посетили более 30 тысяч человек, что наглядно говорит о его успехе.

Перезагрузка: что происходит с российским автоспортом
Перезагрузка: что происходит с российским автоспортом

Разумеется, развитие автоспорта не было бы возможным без поддержки партнеров. Один из крупнейших — бренд G-Drive от сети АЗС «Газпромнефть», который использует возможность испытать свое топливо в условиях экстремальных нагрузок. С самого его появления на G-Drive ездила команда G-Drive Racing, а последние несколько лет им уже заправляются большинство главных автоспортивных мероприятий: Российская серия кольцевых гонок, Российская серия гонок на выносливость, дрифт-шоу и международный ралли-рейд «Шелковый путь».

Одним словом, потенциал у отечественного автоспорта внушительный, а интерес зрителей к нему только растет.


Источник