От школьных драк и интриг в КВН до разводов с женами: интервью с Гариком Харламовым

Мое детство было драчливым. Я рос в 80-е, на дворе стоял Советский Союз. Собственно, в этом дворе постоянно и происходили стычки. У меня был дом номер три, а рядом — номер пять. Это уже вызов. Мы махались дом на дом. Ну а в процессе игры в футбол или квадрат — сам бог велел время от времени поколачивать друг друга.

Еще постоянно приходилось впрягаться за каких-то девочек и драться с друзьями и недругами в школе. Это обязательная программа, которая, уверен, была в детстве многих мальчишек. У большинства из нас это заложено природой, а против нее ведь не попрешь.

В 90-е, когда разваливался Союз и танки поехали к Белому дому, моя мама посчитала, что оставаться мне в Москве совсем небезопасно. Родители на тот момент уже развелись, отец уехал в Штаты, и было решено отправить меня к нему. Учиться. Там у меня возник конфликт уже с самим собой.

Я восемь лет изучал французский язык в советской школе и совершенно не знал английского. А в Америке он бы как раз очень мне пригодился. Меня определили в класс для вновь приезжих, и моим другом там стал индус по имени Калиб. Не знаю, что с ним сейчас, а тогда он был мне близким человеком.

Поскольку я не мог ни понять, что мне говорят, ни ответить, у меня возникла проблема с тем, как интегрироваться в новую реальность. Через какое-то время все начало налаживаться, я стал подростком — и приходит время возвращаться в Россию. Теперь мне здесь нужно заново все обустраивать, догонять жизнь, которую я пропустил. И все это на фоне конфликта с родителями.

В семье не поддерживали мое участие в КВН. Мой дедушка откровенно мне говорил, что все это чушь. «Как можно на этом зарабатывать, и вообще — быть клоуном!» — говорил он. На это я отвечал, что клоун — это замечательная, уважаемая профессия. На что мне тут же прилетало, что КВН — это даже не профессия, а какая-то студенческая веселуха, а мне нужно найти нормальную работу.

Кадр со съемки фильма «Теща»

Кадр со съемки фильма «Теща»

Естественно, в том возрасте мой юношеский максимализм был на пике. Непонятый родными, я решил продолжить делать то, что делал. И когда я все-таки попал в высшую лигу (а конкурс там 300 команд на место!), родители поняли, что переубеждать меня нет смысла.

В какой-то момент я покинул КВН из-за конфликта с Александром Васильевичем Масляковым. Он был против моего участия в другом проекте, и мне пришлось уйти. Сначала в никуда, а потом я попал на «Муз-ТВ», где началась моя отдельная, сольная, внекомандная карьера. Если до этого я сталкивался с противниками на сцене, то теперь оказался лицом к лицу с самим собой.

Возник новый для меня конфликт. Из квнщика я начал перестраиваться в представителя юмористического и не очень юмористического шоу-бизнеса. Параллельно возникает Comedy Club, мы в нем начинаем движение, и мои проблемы в отношениях с КВН вспыхивают с новой силой.

Вместе с тем мое жизненное пространство заполняет недовольство общества в лице Александра Гордона, который ходит на Первый канал и говорит, что Comedy Club портит молодежь. Приходится отвечать, что портим ее вовсе не мы, отстаивать себя. Ну мало же мне конфликтов в жизни, так еще теперь и это. Передаче на сегодняшний день уже 20 лет, так что отстоять вроде удалось.

Кадр со съемки фильма «Теща»

Кадр со съемки фильма «Теща»

Но если бы все этим закончилось, было бы слишком просто. Началась семейная жизнь. Один брак, второй. И в каждом — конфликтов тьма тьмущая. Новые, вроде разные, но по факту одинаковые. Все из-за того, что мы находимся в разных измерениях.

Мужчины — 2D, а женщины — 3D. У нас есть просто действие.

У женщин же к действию подмешаны эмоции. Мы просто что-то говорим, они же в этот момент считывают интонацию и взгляд. Мы что-то делаем — они при этом обращают внимание на детали.

В свои 42 я уяснил одно: мужику недостаточно просто взять копье, убить олень и принести его домой, чтобы накормить семью, он должен еще учитывать эмоции своей жены, потакая ее самоедству, переходящему в тебяедство. Дама не может без рефлексий. Это касается, например, дат. Я не помню ни одной — а у женщин на эту тему пунктик. Им нужно все контролировать и фиксировать. Когда встретились, когда сходили на свидание, когда поцеловались. Мы с разных планет, и это замечательно. Это и есть жизнь. Быть в отношениях без конфликтов странно. Тогда ты не поймешь, что такое хорошо, а что плохо.

Я с ужасом жду, когда моей дочке исполнится 14 лет — и у нее все это начнется. Она у меня умная и адекватная, но пример моих сестер, которым сейчас по 23 года, показал, как бывает в подростковом возрасте. Рано или поздно максимализм взыграет, дочь придет и скажет: мне нравится этот мальчик. И мои возражения в духе «Погоди, Настенька, это же бомж!» не сыграют особой роли. И вот еще один автоматический конфликт.

Кадр со съемки фильма «Теща»

Кадр со съемки фильма «Теща»

Надеюсь, он будет не таким долгоиграющим, как моя история с программой «Давай поженимся!», которая давала мне богатую почву для соцсетей в течение пяти лет. Как правильно сказал Тимур Вайнштейн, продюсер фильма «Теща», в котором мы снимаемся вместе с Ларисой Гузеевой, это был самый длительный промоход за всю историю кино.

Кстати, этот конфликт, в отличие от всех предыдущих, выдуманный. Мы нигде никогда не пересекались, не были знакомы. Во вселенной Гузеевой я был Джокером. В моей вселенной было все примерно то же самое, только наоборот. И вот мы наконец схлестнулись на съемочной площадке. По сценарию враждующие зять и теща меняются телами.

Идея не нова, и я вряд ли бы согласился участвовать, но как тут отказаться, когда тещу играет Гузеева. Фильм получился непохожим ни на что, зрители такого точно еще не видели. Ну а мы с Ларисой Андреевной наконец все выяснили.

Как оказалось, она была уверена, что я ее ненавижу. Но как я могу ненавидеть того, кого никогда в жизни не видел?! У меня вообще не было никаких эмоций. Я просто уважаю ее как замечательную актрису, как профессионала. Мы это проговорили и закончили съемки друзьями. Правда, не исключаю, что продолжу постить шутки из «Давай поженимся!», раз уж передача вернулась в эфир.

Вообще, всем было бы полезно следовать совету великого Олега Янковского в роли барона Мюнхгаузена: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» Чем легче мы будем воспринимать тот или иной конфликт, тем дольше мы проживем. Всякие споры, ссоры и неурядицы — это составляющие нашей жизни, без них никак. Но любой конфликт делает нас мудрее и опытнее.

Кадр со съемки фильма «Теща»

Кадр со съемки фильма «Теща»

Если вспомнить, например, мою стычку в караоке-баре, инициатором которой был Андрей Канчельскис (и за которую, правда, он уже много раз извинился), то вывод напрашивается сам собой: меньше алкоголя, ребята, и больше позитива. И тогда избежите всякой глупости, за которую потом будет стыдно.


Источник