Даже администрации учебных заведений не всегда понятно, как решать эту проблему.

Изображение: img.freepik.com

Unsplash

Поколение альфа — дети, появившиеся на свет с начала 2010-х и до середины 2020-х годов, только начинают обучение в школе, но уже вызывают беспокойство у педагогов. В США учителя отмечают заметное уменьшение заинтересованности, трудности с поддержанием внимания и увлеченность гаджетами пишет издание Newsweek, опросившее педагогов, работающих с новым поколением.

Плохие оценки, прогулы и апатия

Согласно отчету Национальной оценки образовательного прогресса (NAEP), обнародованному в январе 2025 года, показатели успеваемости по чтению и математике у учащихся 4-х и 8-х классов в США снизились и оказались ниже общенационального уровня. « Анализ данных за 2024 год демонстрирует, что успеваемость учащихся не соответствует ожиданиям », — сообщила Пегги Карр, комиссар Национального центра образовательной статистики.

Представители поколения Z все чаще записываются на программы, направленные на приобретение навыков взрослой жизни, поскольку испытывают трудности с решением даже самых обыденных задач

Миллениалы столкнулись с наибольшим уровнем профессионального выгорания, в то время как зумерам повезло меньше

Представители поколения альфа изобрели новый способ выражать смех, который непонятен даже зумерам

Элизабет Макферсон, педагог и автор блога Ms Mac, утверждает, что дело не ограничивается только мотивацией: « Современные школьники демонстрируют апатию и отстраненность. Это не просто проявление лени, а серьезная системная проблема ».

По ее словам, дети осознают возможность перехода в следующий класс, не прилагая значительных усилий и действуя последовательно прогуливая школу, и теряют интерес к учебе: «Им не представляется важным посещать какие-либо мероприятия, будь то лично или в мыслях ».

Телефоны, тревожность и потеря фокуса

Мэтт Айхельдингер, автор и ранее работавший преподавателем, выделяет три ключевых фактора, оказавших значительное влияние на поколение альфа: повсеместное распространение смартфонов, он отметил, что повсеместное распространение персональных гаджетов в школах, а также возвращение к очному обучению после пандемии, привели к серьезным нарушениям учебного процесса, особенно в средней школе. Смартфоны, ставшие привычным явлением, спровоцировали настоящие беспорядки на занятиях.

Гейб Даннебринг, педагог, у которого в TikTok более миллиона подписчиков, отмечает: детям поколения альфа сложно удерживать внимание. « Поскольку в свободное время они постоянно получают цифровое воздействие, им трудно концентрироваться на уроках ». Он также замечает рост тревожности: «В последнее время выступления перед классом всё чаще вызывают у школьников приступы паники ».

Что делает технологии такими проблемными?

Педагоги отмечают, что технологии предоставили возможность получения знаний, однако одновременно способствовали формированию культуры немедленного удовлетворения. « Поколение учащихся привыкло к мгновенному вознаграждению, поэтому им сложно даются сложные, продолжительные или требующие значительных усилий учебные задания », — говорит Макферсон.

Даннебринг добавляет: «Содержание в TikTok и аналогичных сервисах отличается скоростью, динамичностью и индивидуальным подходом. По сравнению с этим, школьное задание по чтению или написанию эссе выглядит менее привлекательным ».

Необходимо корректировать методы воспитания, а не возлагать вину на детей

Педагоги единогласно утверждают о необходимости пересмотра существующих подходов. Процесс обучения должен быть более ориентирован на практику, интерактивен и соответствовать реальным условиям. Айхельдингер также акцентирует внимание на важности медиа-грамотности: « Младенцы нередко принимают первое увиденное видео за истину, даже если это всего лишь личное мнение. Важно обучать их определять надёжные источники информации ».

А Даннебринг отмечает, что новые технологии предъявляют вызов для школ: « Иногда учащиеся настолько умело применяют инструменты искусственного интеллекта, что преподаватели даже не подозревают, что вся работа создана автоматически. Это трансформирует принципы и цели образования ».