Александр Гладилин, топ-менеджер сервиса организации путешествий «Туту.ру», и предприниматель Петр Санников отправились в трехмесячный тур по России и США на мотоцикле и машине. Маршрут, объединивший самые живописные места двух стран, назвали «некругосветкой». Во время разных этапов к ним присоединялись другие энтузиасты: за три месяца хотя бы кусочек «некругосветки» прошли семь человек, помимо Александра и Петра.

Из личного архива героев статьи

От идеи до старта

В 2019 году друзья задумали путешествие по всему миру, запланировав его на 2021 год. Никто тогда не предвидел пандемию, но от планов отказаться не решились. В первоначальном маршруте были Памир, Монголия и страны Северной Европы, однако из-за ограничений, связанных с коронавирусом, остались только Россия и США, а внутри этих стран маршруты усложнили. Таким образом кругосветка превратилась в « Некругосветкой».

Существует набор официальных правил, необходимых для признания путешествия кругосветным: протяженность маршрута, количество континентов, пересечение экватора, посещение точек-антиподов и так далее. Мы выбрали не подчиняться чужим правилам, наша цель в другом – свобода. Со временем «Некругосветка» превратилась в бренд, под которым мы можем продолжать путешествия, вовсе не обязательно вокруг Земли. Каждый, проехавший с нами хотя бы небольшой отрезок пути, может стать «Некругосветчиком», — говорит Александр Гладилин.

Из личного архива героев статьи

Двадцатипятитысячный путь, не считая перелётов, начался в Москве: Александр на мотоцикле Honda Africa Twin и Петр на подготовленном внедорожнике Toyota Land Cruiser 200. Российская часть заняла два месяца, пролегла через Уральские горы, Сибирь, Алтай, дикие перевалы из Алтая в Тыву вдоль монгольской границы, Красноярский край, Байкал, Бурятию, Забайкалье, Якутию и Колыму до Магадана. После «отпуска» на Дальнем Востоке следовал трёхнедельный перелёт в США.

Путешественники в США арендовали Harley-Davidson и автодом (RV) и проехали 19 штатов. Маршрут проходил из Лос-Анджелеса на север в Орегон, потом по диагонали через центральные штаты на юг в Новый Орлеан с финишем в Нью-Йорке.

В путешествии парни занимались тайским боксом в Перми, Иркутске и Челябинске, рукопашным боем в Новосибирске, кикбоксингом со сборной Якутии, джиу-джитсу в Хабаровске, кросс-фитом в Магадане и Канзасе. Заключительным этапом стало участие в полумарафоне в центральном парке Нью-Йорка.

Из личного архива героев статьи

Таз и ведро как основа быта кочевника

Поездка быстро перестала быть обычным отдыхом. В шестнадцать лет Александр мечтал стать дальнобойщиком, и теперь полностью окунулся в эту жизнь. Первые две-три недели можно было ощущать поездку как отпуск, но потом это стало привычной дорожной жизнью. Александр органично чувствовал себя в придорожных кафе «У Марины», легко общался с водителями грузовиков и ночевал в любых условиях. Мотели и гостиницы возле дорог с водопроводом и канализацией — вообще шикарно, любая сойдет за «5 звезд». Где нет — ведро, кружка, шампунь, и в принципе тоже нормально.

За месяц приобрели всё необходимое для решения любых бытовых задач. Иногда обедали в кафе, иногда готовили как туристы на газовой горелке, независимо от времени суток и погоды. В автомобиле всегда был запас крупы, тушенки, палатки, складной стол и стулья, бензопила — друзья были готовы к любым ситуациям. «Наверное, самым ценным приобретением за всю поездку оказался обычный пластиковый таз. Пришли к выводу, что таз и ведро — основа быта кочевника. В них можно помыть, постирать, переместить что-то и даже охладить пиво», — говорит Петр Санников.

Из личного архива героев статьи

Кризис и преодоление

В картине о путешествии вокруг света непременно должен быть эпизод с неожиданной проблемой и её решением. Например, на Алтае, подбираясь к альплагерю Актру, путешественников ждали два часа бродов и сложный бездорожье, по которому, как оказалось позже, на личном транспорте никто не ездит: все пересаживаются на военные «Уралы» и «Буханки». По прибытии в лагерь старожилы не смогли вспомнить случая, чтобы кто-то ещё добрался до них на тяжелом дорожном мотоцикле.

Каждое брожение воды и подъемы служили испытанием на умение принимать верные решения: одно неверное движение, и мотоцикл мог оказаться полностью под водой, поставив под сомнение продолжение поездки. Потому перед тем как въезжать в глубокие места, приходилось их обходить по пояс в ледяной воде, измеряя все возможные пути.

Путешествие из Алтая в Тыву оказалось тяжёлым, красивым и одним из самых впечатляющих за всё время. Помимо бесконечных бродов пришлось ночевать в горах в деревянной юрте с костровищем на полу и дыркой в потолке — полное погружение в местный колорит. При пересечении Колымы ожидало множество непростых приключений: разбортировки и проколы колес, отрыв бензокрана на заправке, поломки техники, плохие дороги.

Такая поездка — это жизнь с огромной концентрацией событий. Преодоления случались каждый день, такого масштаба, что в обычной жизни с людьми этого нет. Нормальным людям не приходится поджигать бензин в колесе для ремонта посреди пустынной трассы. Их не обливает бензином на заправке, они не застревают в бродах на мотоциклах, не проводят ночлег в юрте или покинутых городах. И после трёх месяцев с такой интенсивностью событий я уже даже не знаю, чем ещё нас можно удивить, — говорит Александр.

Из личного архива героев статьи

Красота вне асфальта

Маршрут запомнился путём из Якутска в Магадан. В течение нескольких дней путешественники посетили заброшенную зону посёлка Омчак, ночевали в палатках на крыше полусгоревшей школы в покинутом Кадыкчане, побывали в заброшенном аэропорту Синегорье и Колымской ГЭС. Также путешественники увидели оловянные рудники лагеря «Днепровский» времён ГУЛАГа, ночевали в квартире участкового города Оротукан, где осталось несколько жилых домов, а по улицам бродит медведь.

Самыми запоминающимися местами российской части маршрута стали Алтай, Тыва, Якутия и Колыма — регионы без асфальтированных дорог. Там, где больше всего сложностей, было больше всего эмоций. В США путешественников впечатлила жизнь в автодоме, родео во Вайоминге и множество национальных парков. Для мотоциклов «Харлей» США – настоящий рай, здесь есть все необходимое для идеального путешествия на байке.

Любая поездка несомненно означает встречи с интересными людьми: приятные знакомства состоялись с русскими староверами в Тыве, тывинскими мотоциклистами (путешественники передают привет Михаилу и благодарят за тушенку из конины!), дальнобойщиком Жекой, помогавшим собирать разбитое колесо на Колымской трассе, автостоперами, мотопутешественниками, спортсменами, байкерами в Могоче и множеством других замечательных людей, встречавшихся в разных местах и оказывавших помощь. В Москве все эти месяцы очень помогала и волновалась команда поддержки, друзья и родители.

После Колымы и Сахалина нас по привычке тянуло на природу, подальше от цивилизации. Поэтому решили строить маршрут вокруг национальных парков и американской глубинки, посмотреть как живут простые американцы. Жизнь в RV дает максимальную свободу, можно остановиться на обед или ночлег практически в любом живописном месте. Весь дом с собой, ведь он на колесах. При полных запасах воды и продуктов можно автономно путешествовать до трех дней. А в остальное время останавливались в специальных парках для мотодомов. Там есть подключения к электричеству и воде, стиральная машина и прочие блага цивилизации. По пути встречаются целые кварталы, где люди живут так постоянно, не имея собственных домов.

Продолжив жизнь кочевников в США, Петр и Александр останавливались на парковке торгового центра Walmart и в мексиканском поселении на окраине Портленда. Проехав по всей стране, удивлялись разнообразию природы: от лесов северо-запада до пустынь Невады и джунглей Луизианы. В местные бары заходили без стеснения, и даже в маленьких городках жители всегда приветливо относились к приезжим, особенно с такой необычной историей.

Из личного архива героев статьи

Как уехать на три месяца

Поскольку Петр — предприниматель, а Александр — руководитель крупного сервиса поездок и путешествий, планирование рабочих процессов стало одним из главных этапов подготовки к поездке. Нужно было организовать всё так, чтобы можно было спокойно отлучиться на три месяца без беспокойства за результат. Сохранять связь было сложно: в многих местах маршрута не было стабильного соединения. На подготовку ушло год, но всё получилось.

Рассказывая друзьям о поездке, часто слышали в ответ: «Я вам завидую, я бы тоже так хотел, но… », и далее перечисляли причины, по которым это не получится. Чтобы осуществить мечту, первым делом нужно решимость. Путешественники показали, что если она есть, то ни пандемия, ни пожары, ни поломки техники не помешают путешествовать по миру. «В какой-то момент я понял, что даже если к нашему отъезду все границы будут закрыты, буду три месяца ездить по кругу по МКАД. А если что-то случится с мотоциклом, то пойду дальше пешком», — говорит Александр.

Шесть советов для путешественников, совершающих длительные поездки собственными силами.

  • Соберите данные о пути следования. Анализируйте карты, смотрите видео других туристов, читайте блоги. Вам нужно знать все нюансы дороги, въезда, визовых требований и страховки. Поищите путешественников, побывавших в этом месте, задавайте им вопросы, договоритесь о встрече: такие люди обычно охотно делятся опытом.
  • Организуйте свою жизнь на время отсутствия. Представьте, как функционировать будут рабочий процессы без вас, сможете ли отключиться от них на несколько месяцев, что скажется на семье. Вполне возможно, что близкие люди пройдут часть пути вместе с вами.
  • Обдумайте продолжительность путешествия. «Следующая поездка будет меньше чем на три месяца. Первые полтора месяца были настолько эмоциональными, что третий месяц прошел как «на сдачу», и все увиденное уже не так удивляло», — рассказывает Александр. В то же время именно после первого месяца путешествие из отпуска превращается в дорожную жизнь, что представляет собой очень интересный опыт.
  • Тщательно выбирайте попутчиков. Петр и Александр составили прекрасную команду, им понравилось совместное путешествие, и они уже планируют следующую масштабную историю — покорить Килиманджаро. Опыт «боевого слаживания» оказался очень полезным: за несколько недель до поездки ребята отправились в короткое пробное путешествие, обкатать технику и отработать взаимодействие в дороге. Если люди окажутся слишком разными, то совместное путешествие может превратиться в постоянный конфликт и напряжение. Бывали случаи, когда путешественники, проведя несколько месяцев в поездке, после больше никогда не связывались друг с другом и не встречались.
  • Продумайте свои действия при возникновении критических ситуаций. Определите, какие ситуации вы считаете критическими, и составьте план действий на случай их развития. В отдаленных местностях у вас всегда должен быть спутниковый телефон для связи в экстренных случаях.
  • Во время путешествия получайте удовольствие. Это время предназначено для вас, для спутников вашего пути, а также для освобождения от навалившихся городских забот. Именно поэтому совершаем поездки!