Почему произведения писательницы остаются актуальными?

imdb.com
Энциклопедия маносферы XX века
Писательница Агата Кристи – самая популярная романистка в мире. После её смерти в 1976 году книги перевели на более чем сто языков. Их также экранизировали для театра, кино, телевидения и видеоигр. Произведения легко узнаваемы по юмору, доступности и умелому разоблачению лицемерия, жадности и того, что принято считать респектабельностью.

Кристи увлечена властью и ее злоупотреблением, изучая эти темы через ярко прописанных персонажей. Подозреваемые в ее произведениях не просто служат для разгадки тайны, но представляют отношения и идеалы, которые сформировали британское общество XX века. Если вы желаете познакомиться с атмосферой того времени, нет ничего лучшего, чем открыть книгу Агаты Кристи.
В свете сложившихся обстоятельств, стоит рассмотреть сериал «По направлению к нулю», премьера которого состоялась в марте 2025 года и представил множество неблагоприятных образов мужчин.
Молчаливое подавление боли
Шоу BBC One — экранизация романа Агаты Кристи «Час ноль» 1944 года. Как водится, писательница повествует о нескольких персонажах. Один из ключевых — Томас Ройд, невротическая фигура, доведенная до срыва из-за стыда, вызванного сомнениями в его слове. Под газлайтинговым влиянием патологически идеального кузена Невила Томас отправляется в колонии, где усугубляет свои травмы финансовым крахом. Разбитый и сломленный он возвращается в семейный дом.
Джек Фартинг в роли Томаса Ройда не похож на героя романа Агаты Кристи. В книге Томас был сдержанным, молчаливым и умело скрывал свою неспособность сравниться с мужественностью кузена Невила. Возможно, литературный персонаж переживал по поводу романтических неудач и физических ограничений, но открыто выставлять напоказ свою боль было бы ему чуждым.

О нем нельзя сказать, что он подавляет себя. Его история говорит о мире, где боль уважается, но просто не обсуждается. Друзья Томаса научились правильно оценивать его реакции по качеству молчания.
Стоик, немногословный человек — повторяющийся тип в творчестве Агаты Кристи. Это образ мужественности, который она одобряет — даже высмеивая — и который признаёт её аудитория первой половины XX века.
Ценности среднего класса
Мужчины-стоики из произведений Агаты Кристи представляют собой идеальные образы британского среднего класса: уравновешенные, надежные, стойкие, скромные, обладающие хорошим чувством юмора и острым умом. Счастье мужчины заключается в крепких отношениях — с женщинами, которые разумны или же ярки и полны уверенности.
Кристи создавала образы и более опасных мужчин — привлекательных искателей приключений, способных быть смелыми, безрассудными или смертоносными. Эти харизматичные личности демонстрируют тревожный тип мужественности: от непринужденно обаятельного Ральфа в «Убийстве Роджера Экройда» (1926) до Майкла Роджерса, слишком убедительного рассказчика в «Бесконечной ночи» (1967).

Два типа мужчин отражаются в опыте Агаты Кристи. Первый муж Арчи притягивал её чем-то таинственным, а второй, археолог Макс Маллоуэн, представлял собой воплощение дружелюбия и общих интересов. Хотя в описанных Кристи типажах прослеживается личный опыт, важно понимать их как часть мировоззрения среднего класса начала XX века, определяющего допустимые проявления мужественности.
Другое время — другие мужчины
Как справедливо отмечает Гилл ПлейнПрофессор английской литературы и популярной культуры из Университета Сент-Эндрюс считает, что в эпоху Агаты Кристи мужчинам предписывалось быть красноречивыми при разговорах о науке, политике или спорте. Тем же, кто распространял это свойство на эмоции, не доверяли: считали их болтливыми, глупыми и даже опасными. По убеждению профессора, настоящая британская мужественность проявляется в действиях, а не в словах.
Тексты Кристи свидетельствуют о противоречивом давлении на мужчин, которым предстояло быть и солдатами, и гражданами. Требовалось уметь сражаться с врагом и обеспечивать семью. Мужчины своими глазами видели разруху, причиненную войной, безработицей и потерей отцов. Но лекарство от этого не в пустых разговорах. Раненой мужественности поможет самоуважение, которое приходит с хорошей работой.

Эта идеология всё ещё проявляется в восприятии «здоровой» мужественности, но есть пределы проблем, решаемых пивом с приятелем. Сериал «По направлению к нулю» это иллюстрирует, однако современная версия фокусируется на актуальных переживаниях: сюжет движется всёпоглощающей ненавистью одного мужчины к бывшей супруге.
Невил, казавшийся нам идеальным, оказывается ярым ненавистником женщин и строит козни против той, которую считает оскорбившей его. Однако мир его ненависти отличается от современной онлайн-маносферы. Агата Кристи не рассматривает мизогинию как массовое явление насилия. Для неё Невил убивает по причинам, которые легко определить: он — изолированный безумец, а не культурный феномен.
Возвращаясь к Томасу Ройду
Изменение образа Томаса Ройда и другие трансформации в сериале объясняются желанием авторов оставаться актуальными. Однако радикальный пересмотр персонажа заставляет размышлять: не утратил ли стоицизм свою популярность или это просто попытка превратить сдержанный сюжет Кристи в мелодраму, пригодную для эпохи социальных сетей?
Несмотря на всё, у Томаса есть утешение в его печали. Не получив возлюбленную своей мечты, он находит постоянную и надёжную женщину, чьи скромные достоинства делают её сдержанной и стойкой, подобно мужчинам.

Мир произведений Агаты Кристи складывается из отдельных личностей, принуждённых прятать свои обиды, раны и страдания. Часто эти персонажи встречают свою кончину в раннем возрасте, что, возможно, является одним из секретов непреходящей популярности писательницы.

Какой герой произведений Кристи вам запомнился больше остальных?