Майклу Джексону 65: история 8 песен, которые сделали его Королем поп-музыки
«Billie Jean»
Альбом: «Thriller», 1983
Первый полноценный (по меркам артиста) хит Джексона, песня «Billie Jean» посвящена одной из групи — девушек, следующих за музыкантами в турне. Та заваливала Майкла письмами и преследовала его после концертов, утверждая, что Джексон — отец ее ребенка и им суждено быть вместе, чем изрядно выводила артиста из себя. По одной из версий, поклонница, осознав, что взаимность ей не светит, даже прислала Джексону по почте пистолет, предлагая ему застрелиться в один день с ней и ее сыном.
С групи все обошлось — ее отправили в лечебницу, а вот сам музыкант после этой истории еще долго не мог прийти в себя. Песня между тем продержалась на первых местах американских чартов с осени 1982-го по февраль 1983-го. Кстати, именно во время исполнения «Billie Jean» Майкл впервые продемонстрировал знаменитую лунную походку.
«Thriller»
Альбом: «Thriller», 1983
Народ раскупил шестой альбом музыканта так быстро, что он (альбом) до сих пор держит рекорд как самая продаваемая пластинка в мире. «Thriller» принес артисту девять (!) суперуспешных синглов, семь премий Грэмми и семь же Ameriсan Music Awards. Что касается самой песни, то причины ее популярности очевидны: балладность, совмещенная с лучшими образцами диско-музыки, дополненная элементами фанк-композиции «Give It to Me Baby» Рика Джеймса, — весь этот коктейль не мог не сработать. Нельзя забывать и про клип: драматическая история про парочку, идущую по кладбищу, полному зомби, отлично сработала на американском TV.
«Beat It»
Альбом: «Thriller», 1983
80 актеров, изображавших две банды, из которых 62 были реальными членами уличных банд, — такой клип не мог не снискать популярности. Впрочем, вскоре после релиза песня была использована в новом ключе — Национальная комиссия по безопасности дорожного движения сопроводила ею антиалкогольную кампанию «Drinking and Driving Can Kill a Friendship». За ее поддержку Джексону был вручен орден в Белом доме.
По мнению президента Рональда Рейгана, «Джексон являл собой пример того, чего может достичь человек, свободный от алкогольной или наркотической зависимости». Кстати, гитарное соло к песне исполнил легендарный гитарист Эдди Ван Хален.
«We Are the World»
Сингл, 1985
«We Are the World» была записана для кампании по сбору гуманитарной помощи голодающим в Эфиопии. Все деньги, собранные при продаже и исполнении, были направлены в Африку. А те кто исполнял эту песню с Джексоном, называли себя USA for Africa, где USA расшифровали не как США, а как United Support of Artists, «объединенная поддержка артистов». При записи, кстати, все эти USA for Africa не раз конфликтовали.
Главный спор разгорелся вокруг желания Стиви Уандера спеть одну песню на суахили — одном из самых популярных языков Африки. Эрудированный и вредный Боб Гелдоф (британский музыкант, исполнявший главную роль в фильме про Pink Floyd «The Wall») заявил, что эфиопы не говорят на суахили. Оставлять оригинальную строчку в тексте — «sha-lim sha-lingay» (бессмыслица вроде «ла-ла-лей») — никто не хотел. Спорили, переходя на крик, несколько часов. Решение нашел великий джазовый вокалист Эл Джерро — он предложил слова «one world, our word», которые потом заменили заменили на «one world, our children».
«Smooth Criminal»
Альбом: «Bad», 1987
То, что у нас есть возможность слушать эту песню, можно назвать случайной удачей: Джексон не планировал включать ее в альбом и решился в последний момент. Но если уж решился, то решил идти до конца: на «Smooth Criminal» было снято видео, в котором Майкл предстал в новом амплуа томного романтического героя, что обеспечило ему еще большую популярность у подрастающего поколения (преимущественно женской его части).
Композиция великолепна сама по себе, но если оригинал для вас кажется слишком «мягким», зацените не менее клевую версию «Smooth Criminal» от альт-рокеров Alien Ant Farm, которую они выпустили в 2001 году и урвали свои 15 минут славы.
«Black or White»
Альбом: «Dangerous», 1991
Насколько популярным Майкл был в 1991-м? Ну примерно как Христос, скажем так. Достаточно и того факта, что крупная партия его дисков за несколько дней до начала продаж была украдена прямо из аэропорта — вооруженные молодчики влетели в здание аэропорта и похитили 30 000 экземпляров. Звучит Dangerous? Еще как! Заглавная песня как нельзя лучше передавала настроения толпы: 1991 год многими считался годом начала крушения «американской мечты». Всеобщее процветание так и не наступало, все чаще заходила речь о мировом экономическом кризисе, а столкновения на расовой почве и не думали прекращаться.
Чуткий к проявлениям расизма Джексон (к тому моменту уже сильно осветлившийся) выпустил песню со словами «Если ты заботишься о моем ребенке, не важно, черный ты или белый» — она стала гимном борьбы за равные права, гимном пацифистского движения и в принципе гимном всех, кто призывал к толерантности. Лихое гитарное интро в альбомной версии «Black or White» сыграл гитарист Guns’N’Roses Слэш, а в клипе дает жару юный Маколей Калкин в характерном для себя амплуа анфан террибля. Посмотрите и кайфаните!
«Remember the Time»
Альбом: «Dangerous», 1991
Все, кто хоть раз включал телевизор в первой половине 90-х, наверняка помнят довольно безумный 9-минутный клип с Эдди Мерфи и моделью Иман в ролях фараона с супругой в Древнем Египте — вместе с шутами, жонглерами и Майклом Джексоном. Видео не сходило с экранов несколько лет и при этом было одним из самых дорогих как в видеографии Джексона, так и в мире (чуть позже Майкл перебил этот рекорд клипом на песню «Scream», занесенным в Книгу рекордов Гиннесса как самый дорогой в истории — на него было потрачено $7 млн).
«They Don’t Care About Us»
Альбом: «History», 1995
К предпоследнему альбому Джексон всерьез сосредоточился на социальных песнях. Трек «They Don’t Care About Us» посвящен политикам, индифферентным к судьбе граждан (в клипе на песню демонстрируется пример несправедливо осужденных заключенных в тюрьмах). Увы, к тому времени к текстам Джексона было приковано столько внимания, что едва ли хоть один из них получал однозначные оценки.
Ранее певцу приходилось неоднократно переписывать слова, чтобы не быть воспринятым неверно (такая судьба, например, постигла вышеупомянутую «We Are the World»). «They Don’t Care About Us» постигла та же участь: из-за вырванного из контекста песни слова «jew» песня была названа антисемитской, и соответствующие обвинения еще долго преследовали Джексона.