Начиная с 1 июля, многие граждане России столкнутся с трудностями при оформлении автокредита. ЦБ РФ устанавливает ограничения, которые непосредственно повлияют на заемщиков, уже имеющих кредитные обязательства.
Freepik
С 1 июля 2025 года на российском рынке автокредитования вступят в силу новые требования сообщает Центральный банк России устанавливает предельные значения (макропруденциальные лимиты) для объемов выдаваемых автокредитов и потребительских займов, обеспеченных автомобилем.
Новые требования распространятся на банки, имеющие универсальную лицензию и располагающие капиталом более чем в один миллиард рублей, а также на все микрофинансовые организации (МФО).
В России новые правила оформления кредитов вступили в силу, что повлечет за собой изменения
По мнению специалиста, наиболее неэффективный метод досрочного погашения автокредита является крайне невыгодным
Решение, которое совет директоров регулятора принял еще в апреле, стало ответом на обеспокоенную ситуацию, выявленную на рынке. Исследование продемонстрировало, что как банки, так и микрофинансовые организации интенсивно увеличивали объем кредитования, обеспеченного залогом транспортных средств, что, среди прочего, позволяло им уменьшать собственные требования к регулированию.
Подавляющее большинство этих кредитов – 58% – было выдано заемщикам, уже имеющим высокий уровень долговой нагрузки. Это говорит о том, что более чем половина заемщиков в данном сегменте расходует на выплату существующих долгов более 50% своего месячного дохода.
Введение новых правил направлено на сдерживание дальнейшего увеличения долговой нагрузки населения и укрепление устойчивости всей финансовой системы. Суть механизма ограничений сводится к тому, что при выдаче кредита заёмщику, уже имеющему кредиты, кредитная организация или микрофинансовая компания должна будет формировать дополнительный капитал, что снижает привлекательность таких операций.
Кредитным организациям теперь предписано ограничение на объем «рискованных» кредитов, которые они могут предоставить за квартал. Заемщикам с уровнем долговой нагрузки от 50% до 80% доля подобных кредитов в портфеле банка или микрофинансовой организации не может быть больше 20%.
Для граждан, наиболее обремененных долгами, при которых доля доходов, расходуемых на их погашение, превышает 80, лимит будет еще жестче — это составляет лишь 5% от совокупного объема выданных автокредитов или кредитов под залог транспортного средства.
Указанные показатели актуальны как для автокредитов, используемых для приобретения автомобиля, так и для потребительских займов, предоставляемых под залог транспортного средства.
Представители Центробанка заявили, что введенные ограничения не должны существенно затруднить получение автокредитов для граждан России. Установленные лимиты предусматривают определенный резерв и прежде всего направлены на охлаждение рынка необеспеченного кредитования. Тем не менее, для граждан с высокой долговой нагрузкой получение нового займа действительно может стать сложнее.
По словам Ольги Вяльшиной, руководителя Центра финансовой экспертизы Роскачества, для увеличения вероятности одобрения автокредита в изменившихся обстоятельствах, заемщику целесообразно сначала снизить свою долговую нагрузку.
По словам эксперта, своевременное погашение других существующих долгов, в частности, по кредитным картам, снижает риски для кредитора и увеличивает шансы на одобрение заявки.
Рассматривали ли вы в этом году оформление кредита для приобретения автомобиля?
