Кристофер Нолан создал по-настоящему культовые фильмы: «Темный рыцарь», «Начало», «Бессонница» и многие другие. Как режиссер пришел к своему фирменному стилю, и почему его называют гением? Попробуем разобраться в феномене знаменитого постановщика.

Getty Images
Ранняя жизнь и любовь к кино
Кристофер Джонатан Джеймс Нолан появился на свет 30 июля 1970 года в Вестминстере, Лондон. Отец, британец Брендан Джеймс, занимался рекламой, а мать, американка Кристина – работала стюардессой и преподавала английский язык. У Криса есть старший брат Мэтью Фрэнсис и младший Джонатан, который также является режиссером и сосценаристом некоторых проектов Кристофера (например, «Темный рыцарь» и «Интерстеллар»). Семья большей частью жила в Англии, но летом перебиралась в Эванстон, штат Иллинойс – на родину Кристины. У Кристофера есть как британское, так и американское гражданство.
С раннего возраста Нолан проявлял любопытство к научной фантастике в кино. космофантастикиФильм Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея» и «Звездные войны» Джорджа Лукаса вдохновили его на съемки коротких фильмов на отцовскую камеру Super 8. Одним из таких был фильм с кукольной анимацией, эффект остановки движения под названием Space Wars. Дядя Криса работал в NASA и присылал племяннику видеозаписи старта ракет. Кристофер позже… признавалсяПарень просто снимал кадры с экрана и редактировал их для своего фильма, рассчитывая, что никто не обратит на это внимание. С тех пор он мечтает стать режиссером.
В подростковом возрасте Нолан познакомился с братьями Адрианом и Роко Белич, с которыми начал снимать короткометражные фильмы, например, сюрреалистическую картину «Тарантелла», которая была показана на независимом фестивале Image Union. Тогда же начинающий режиссер поступил в Университетский колледж Лондона изучать английскую литературу, чтобы открыть в себе оригинальный взгляд на интересующие его вещи и потому что этот колледж позволял свободно использовать кинооборудование – монтажные наборы и 16-миллиметровые камеры.

В университете Крис встретил Эмму Томас, свою будущую жену, с которой до сих пор живёт в браке. показывалСтуденты смотрели фильмы в кинозале колледжа, а вырученные от продажи билетов средства использовались для съемок коротких метрижных фильмов во время каникул. С тех пор Эмма является одним из продюсеров всех фильмов режиссера. В 1996 году фильм Нолана «Воровство» был показан на Кембриджском кинофестивале, после чего он снял ещё одну короткометражку «Жук-скакун» о мужчине, который гонится за насекомым с ботинком, но позже узнает, что за ним тоже идет охота. После этого режиссер начал свой путь в полнометражном кино.
Начало карьеры и прорыв
В конце девяностых Нолан искал у кинокомпаний средства на свои проекты, но столкнулся с отказами. рассказывалКиноиндустрия в Англии — очень закрытая среда, где новичку трудно добиться поддержки. После этого вместе с Эммой и другом Теобальдом Нолан решил снять фильм самостоятельно. Бюджет составил 3000 фунтов-стерлингов. Съемки проходили по выходным в течение года, актерами были в основном друзья авторов. Премьера полнометражного дебюта Нолана «Преследование» состоялась в 1999 году на фестивале в Динарде.

Молодой писатель знакомится с квартирным вором ради материала для дебютного романа, но оказывается втянутым в криминальный мир. Фильм удостоился нескольких наград на европейских кинофестивалях и получил восторженные рецензии критиков. сравнивали с классикой Хичкока и восхищалисьКристофер выполнял функции оператора, а сюжет фильма отличался нелинейностью.

Дебют режиссера оказался успешным, что позволило ему снять следующий фильм «Мементо» при поддержке американской студии Newmarket Films с бюджетом 4,5 миллиона долларов. Идея для фильма принадлежит Джонатану Нолану, а Крис написал сценарий. Фильм рассказывает о мужчине с редкой формой амнезии: он помнит большую часть жизни, но забывает последние события каждые 15 минут. Чтобы найти убийцу жены, мужчина оставляет записки и татуировки на теле. Повествование ведется в обратном порядке, что придает фильму сложности и оригинальности. Премьера состоялась на Венецианском кинофестивале в 2000 году. Главные роли исполнили Гай Пирс («Секреты Лос-Анджелеса») и Кэрри-Энн Мосс («Матрица»). Критики назвали «Мементо» одним из лучших фильмов года. отмечаяФильм удался благодаря его остроумности и интеллектуальности. ОскарОн получил награду за лучший сценарий. Это стало значительным событием в его творческой биографии.

Известный режиссер Стивен Содерберг, впечатлившись работой Кристофера Нолана, предложил его кандидатуру студии Warner Bros. для съемок проекта «Бессонница» с Аль Пачино и Робином Уильямсом в главных ролях. Изначально продюсеры желали более известного режиссера, но все же утвердили Нолана. Фильм являлся ремейком одноименного норвежского триллера о двух детективах, приехавших на Аляску для расследования убийства подростка. писалиРежиссеру удалось снять не просто бледный ремейк, а переосмыслить материал и сообщить свежие идеи о вечных понятиях морали и вины. Работа Кристофера Нолана вкупе с предыдущими принесла ему известность и статус автора, который наполняет каждый свой проект собственным стилем.
Бэтмен и мировая слава

В 2003 году Нолан отказался от предложения снять исторический эпос «Троя» и предложил Warner Bros. снять новый фильм о Бэтмене, акцентируя внимание на истории его происхождения. Во время съемок режиссер стремился минимизировать использование компьютерных спецэффектов, отдавая предпочтение традиционным трюкам в боевых сценах. На главную роль был утвержден… Кристиан БэйлКартина увидела свет в двадцать пятом году под названием «Бэтмен: Начало» и была встречена аудиторией с благосклонностью, заработав в кинопрокате более трёхсот пятидесяти миллионов долларов. Журналисты хвалилаКартину хвалили за психологическую глубину персонажей и соответствие современным тенденциям, чем она выделялась среди супергеройских блокбастеров прошлых лет. Критики отмечали, что Кристофер Нолан прошел путь от независимого режиссера до автора больших фильмов с творческим контролем над продюсерами.

Через год после первого фильма Кристофер представил «Престиж», триллер о двух конкурирующих иллюзионистах. Критики высоко оценили картину. называлиКино получило рейтинг «тайна» и почти обвинения в сатанинской тематике. Фильм был номинирован на две награды «Оскар» и собрал хорошие кассовые сборы (109 миллионов долларов при бюджете в 40 миллионов), несмотря на негативные прогнозы аналитиков.

В 2008 году вышел «Темный рыцарь», продолжение фильма «Бэтмен: Начало». Нолан первоначально не желал снимать сиквел, но согласился после многочисленных предложений студии. Режиссер решил добавить в фильм больше нуара, показать динамику города и рассказать масштабную криминальную историю. Фильм добился грандиозного успеха, покорив как массовую аудиторию (свыше миллиарда долларов в прокате), так и критиков, которые назвали его выходящим за рамки вселенной комиксов и стали трагедией. Многие считают «Темного рыцаря» лучшим фильмом о супергероях. Картина получила две премии «Оскар» – за лучший монтаж звука и лучшую мужскую роль второго плана (посмертно для Хита Леджера за роль Джокера), но не была номинирована в категории «Лучший фильм», что вызвало критику киноакадемии со стороны СМИ. С тех пор количество претендентов в этой номинации расширили с пяти до десяти, что называют «Правилом Темного рыцаря».

Затем Нолан заключил соглашение с кинокомпанией Warner Bros. о съемках нового проекта, воплотив в жизнь замысел, который разрабатывал девять лет. рассказывалВ интервью режиссер рассказывал о своем желании снять научно-фантастический боевик, действие которого происходит внутри человеческого разума. Это была история о ворах, которые похищали секреты людей из их снов. Проект получил название «Начало» и вышел в 2010 году, собрав более 800 миллионов долларов. В фильме снимался очень широкий звездный состав во главе с… Леонардо Ди Каприо. Пресса восторгалась фильмом и писалаИскусство и блокбастеры, оказывается, могут быть единым целым. Кристофер получил за это два «Оскара» — как сценарист и продюсер.

Затем режиссёр закончил свою трилогию о Бэтмене фильмом «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012), с чем также какое-то время колебался. сочлиФильм завершает грандиозную историю мощным и убедительным финалом. Трилогия о Бэтмене задала супергеройскому жанру новые ориентиры и тенденции – мрачную атмосферу, сложно устроенный сюжет и психологическое погружение в характеры персонажей. После этого Нолан продюсировал картину Зака Снайдера «Человек из стали» о Супермене и ее последующие продолжения.

Продолжение режиссерского успеха и эксперименты
Режиссёр снял научно-фантастическую драму «Интерстеллар» (2014) об астронавтах, путешествующих через межзвездную червоточину.
Astronauts search for a new home for Earthlings facing inevitable extinction due to an ecological crisis. The film was praised for its scientific accuracy and even led to the publication of two… теоретическихстатейАмериканский журнал физики рекомендовал демонстрировать фильм «Интерстеллар» в школах. Автора можно считать успешным экспериментатором, потому что он не только создал масштабную историю, но и наполнил фильм физико-теоретическими идеями.

Впервые Нолан обратился к военной тематике, сняв основанную на реальных событиях историческую драму «Дюнкерк» о выводе войск Союзников с французских пляжей во время Второй мировой войны. Фильм отличался сложной структурой повествования (режиссер вновь использовал приемы с течением времени), а также минимальным количеством диалогов и батальных сцен, что нехарактерно для жанра. рассказывалХуан-Карлос Франко долгое время хотел снять сенсорный, экспериментальный фильм, но ждал доверия студии, которая позволит снять британское авторское кино с американским бюджетом. Несмотря на свою сложность, «Дюнкерк» собрал более 500 миллионов долларов и стал самым кассовым фильмом о Второй мировой войне в истории. За эту работу Кристофер впервые получил номинацию на «Оскар» за лучшую режиссуру.

Выход следующего фильма Кристофера Нолана «Довод» трижды перенесли из-за пандемии COVID-19. В августе 2020 года картина все же вышла на экраны в ожидании возрождения кинотеатров, переживавших кризис. Однако фильм не окупился, став первым неудачным опытом режиссёра с финансовой точки зрения. Отзывы к «Доводу» были неоднозначными. Большинству зрителей и критиков понравилась история о безымянном герое, путешествующем во времени, чтобы спасти планету от ядерной угрозы. показаласьСюжет оказался слишком перегруженным и сложным. Режиссёрскую работу и визуальные эффекты же в целом высоко оценили.

Кристофер Нолан помимо режиссуры и написания сценариев занимается реставрацией старых пленок и входит в Национальный совет по сохранению фильмов вместе с Мартином Скорсезе. На Каннском кинофестивале 2018 года представил 70-миллиметровую версию любимого фильма – «2001: Космическая одиссея». Фильм был переделан из оригинального негатива. Также в середине 2010-х режиссер участвовал в проектах по распространению малоизвестных фильмов в Blu-ray изданиях. О публичной и профессиональной жизни Кристофера Нолана известно многое, но о личной он не распространяется. Известно лишь, что он до сих пор в браке со своей первой женой Эммой, и у них четверо детей. объясняетВ этом заключается важность того, чтобы зрители почти ничего не знали об авторе, чтобы погрузиться сполна в личный опыт, смотря на работы художника.

Режиссер снял биографический фильм «Оппенгеймер» об изобретателе атомной бомбы с Киллианом Мерфи в главной роли. Это первый фильм, снятый на IMAX кинокамеру с черно-белой пленкой. Первый фильм Нолана, созданный не для Warner Bros. – он прекратил сотрудничество со студией, раскритиковав их решение выпускать фильмы одновременно и в кинотеатрах, и на стримингах. Режиссер продолжает негативно относиться к CGI эффектам и даже ядерный взрыв снимал без них. называютФильм назван шедевром, выходом на новый запредельный уровень, лучшей работой автора и его magnum opus. Российскому зрителю остается немного подождать выхода картины на онлайн-платформах (его обещают в ноябре) и проверить, действительно ли Кристофер Нолан достоин статуса «». генийЭто прозвище сопровождало его на протяжении двадцатипяти лет работы.