Номинантка на премию «Оскар» Лизи Кристл рассказала о влиянии высокой моды на создание образов для фильма «Конклав» Эдварда Бергера.
Она поделилась, как видоизменила церковную форму по своему усмотрению и не прогадать с выбором.

Focus Pictures
Все кардиналы очень стильно одеты
Новый фильм Эдварда Бергера «Конклав» (количество просмотров которого выросло на 283% после смерти папы ФранцискаСмерть лидера католической церкви – лишь начало. Настоящее действо начинается, когда кардиналы съезжаются в Ватикан для проведения конклава: процесса выбора нового Папы Римского.
В дворе резиденции Casa Santa Marta несколько человек перешептываются, прикуривая сигареты. Один кардинал приветствует другого объятиями. Все персонажи борются за папский престол с разной степенью амбиций и рвения, при этом все очень стильно одеты.
Декан коллегии кардиналов (в исполнении Ральфа ФайнсаПоследний Папа Римский доверил возглавить папский конклав Лоуренсу, который стоит, подобно генералу, в черном двубортном пальто и приветствует коллег. Близкий соратник Лоуренса, либерал Альдо Беллини (Стэнли Туччи), одет в длинное простое пальто с высоким воротником — в стиле Йоджи Ямамото.
Кардинал Жозеф Тремблей (Джон Литгоу) выглядит более роскошно: высокий и в меховом кейпе (Тремблей — казначей Ватикана). Но еще более впечатляет громогласный Гоффредо Тедеско из Венеции (Серджио Кастеллитто), очень влиятельный кардинал, который входит в пышном красном плаще.
Дождливый зимний день выделяет главных героев, живущих в Риме, на фоне приезжих благодаря деталям верхней одежды. говорит Лизи Кристл — художница по костюмам, претендующая на премию «Оскар».
Стильные горожане Ватикана на фоне древней архитектуры.
Несмотря на старинную обстановку, большинство кардиналов выглядят модно, будто Беллини только что вышел с подиума показа Yamamoto в Париже, а Лоуренс заказывает одежду на Сэвил-Роу. В их одежде чувствуется благородная элегантность: она отражает их индивидуальные вкусы. Действительно, в Сикстинской капелле, где ряд за рядом сидят кардиналы в одинаковых алых сутанах, задача состояла в том, чтобы подчеркнуть индивидуальность, скрывающуюся за униформой.
Внимательно рассматривала каждое украшение священнической ризы.
Униформа привлекает Лизи Кристл, которая также создавала костюмы для фильма Эдварда Бергера «На Западном фронте без перемен» 2022 года. Изучая основы церковной моды для «Конклава» — каждую пуговицу, каждый аксессуар, влияние церкви на облачение — Кристл исписала 300 страниц.
Пройдя обучение и изучив все нюансы, она встретилась с консультантом по религии Франческо Бономо. Тот помог ей понять, что «есть правила, но есть и пространство для маневра». Обширные знания в области костюма дали Кристл творческую свободу и уверенность, чтобы правильно интерпретировать своё видение церковной одежды и сказать что-то новое.
530 ювелирных изделий на заказ
Распятия кардиналов различаются по цвету — от золотых до серебряных, по украшению — от богато декорированных до минималистичных, в зависимости от того, консерватором или либералом является кардинал. «Это было моим ориентиром», — говорит она о своих костюмах, выражающих политические взгляды. Пятьсот тридцать ювелирных изделий, включая распятия и кольца, были заказаны у флорентийских ювелиров Penko.
Очки — символ современности, так представишь Тедеско с густыми очками и зачёсанными седыми курчавыми волосами арт-дилером из иной эпохи. Ватикан расположен в престижном районе Рима Прати, замечает Кристл. И я решила: если мужчины живут в Италии, то очки покупают у них же здесь. Угла за оптикой, поэтому выбрали итальянский бренд — Bobsdrunk.
У каждого кардинала индивидуальный стиль
Элемент «индивидуального стиля» отражает моральный облик кардинала. Кристл пыталась понять, где эти люди покупают такие вещи, как белые воротнички и стильные носки. Стремление к выгоде должно быть незаметным, но амбиции не скрывают.
Мне кажется интересным, что сегодня, говоря о быстрой моде, существуют люди, достаточно смелые, чтобы выбрать определённый образ жизни и придерживаться одного стиля одежды. , — отмечает Кристл.
В фильме с каждым неудачным голосованием на конклаве кардиналы размышляют о будущем церкви в условиях гражданских волнений. Работа Кристл – не просто копирование того, что носят кардиналы. Она использует эту возможность для демонстрации кинематографичных образов, соответствующих ситуации.
«Красота — это часть веры»
Воспитанная в католической среде на юге Германии, Кристл с началом карьеры осознала, что «красота есть часть веры». Внедряясь в канонический мир, перед Кристл возникло ещё одно затруднение. Во время Второго Ватиканского собора 1962 года епископы из разных стран собрались и приняли решение об изменении облачения. По моему мнению, это стало худшим образом, так как раньше оно было куда более красивым.
К примеру, накидки-пончо, которые носили во время церемоний, украшали роскошными парчовыми тканями и вышивкой из золотых и серебряных нитей. Лизи Кристл и режиссер Эдвард Бергер в какой-то момент «немного застряли в попытках изменить католическое облачение».
Новая коллекция создана под впечатлением показов Демны Гвасалии для Balenciaga.
Кристл посетила показ Balenciaga Демны Гвасалии. Это был показ мужской одежды сезона весна-лето 2020, коллекцию, которую Гвасалия в то время назвал «модной униформой». Широкие плечи, которые подчеркивали квадратный крой, стали попыткой сделать удобные объемы более демократичными. Увидев это, я подумала: «Интересно, не стоит ли послать это Эдварду?». Но потом решила: «Нет, может быть, подумает, что я совсем потеряла рассудок». — рассказала стилистка.
Через неделю режиссер прислал ей фотографии этой коллекции в качестве опорных материалов. Позвонив ему, я произнесла: «Это превосходно. Неделю назад я заметила это и собиралась тебе отправить, но решила, что, быть может, не стоит. А теперь ты отправил это мне». — Вспомнил Кристл. В результате, дизайн Гвасалии помог Кристлу обратить внимание на другие образы католической моды.
Несколько лет назад в Нью-Йорке состоялась выставка «Небесные тела: мода и католическое воображение» в Музее искусств Метрополитен. Знания из книг о церковных одеждах помогли всё понять. Известные модельеры из Франции и Италии, обе страны очень католические, вдохновили меня. В этом есть сходство: при взгляде на старые модели Dolce & Gabbana или Кристобаля Баленсиаги видно влияние, стиль, как церковная одежда повлияла на высокую моду. — отметила Кристл.
Стиль минимализма от Prada и Jil Sander.
Работа Лизи Кристл в фильме «Конклав» — первый случай в кино, когда идеи высокой моды о католицизме вернулись в Ватикан. Кристобаль Баленсиага, сам набожный католик, когда-то размышлял о том, чтобы стать священником. В старой книге о дизайнере, которая была у Кристл с конца 1980-х годов, она обнаружила эскизы монашеской рясы, в которую в итоге облачила сестер во главе с властной Агнес (Изабелла Росселлини).
Prada и Jil Sander, известные своим минимализмом 1990-х годов, подтолкнули Кристл отказаться от ажурной отделки белой туники в пользу лаконичных линий.
Рубиново-красные облачения оттеняют бирюзовые стулья, что создаёт одну из самых прекрасных кинокартин.
Лизи Кристл старалась сделать результат своей работы незаметным и сдержанным, чтобы проявить уважение к церкви и верующим. Самым заметным итогом ее труда стал выбор яркого красного цвета для фильма. Она говорит о трансляции конклава 2013 года, когда кардиналы проходили в Сикстинскую капеллу.
«Слишком рыжий, — говорит она. — Когда я в первый раз ездила в Рим с Эдвардом, я показала ему оригиналы образцов и сказала: «Просто посмотри на этот цвет десять минут и поймешь, что он делает с твоими глазами». Больно смотреть. Это также означало, что мы не работали напрямую с Gammarelli, официальным портным Папы Римского с 1798 года». .
Выбор цвета стал для Кристл эмоциональным делом: «Он должен обнимать вас». В результате работы с дизайнером текстиля Мари Хейцингер получилось сочетание красного с голубым оттенком, более теплое, которое на фоне мрамора создает строгий эффект. С практической точки зрения такой цвет легче воспринимается во время двухчасового просмотра фильма.
В ходе жарких дебатов фракций кардиналов после взрыва, случившегося во время конклава, рубиново-красные сутаны контрастировали с бирюзовыми креслами в зале. Мастерски проделанная работа Кристл повлияла на другие производственные отделы. Цвет объединил все задуманное ею, изменив форму одежды. Ее вкус превратил церковный триллер в один из самых стильных и визуально… впечатляющих фильмов года.
Что вы думаете о фильме «Конклав» и его образах?