Как спорт влияет на то, что мы носим: история главного тренда мужской моды
GettyImages

Ответ на вопрос, что такое спортивная одежда, звучал бы по-разному в зависимости от даты на календаре: древнегреческие олимпийцы, например, предпочитали выступать в одних набедренных повязках. Сегодня спорт часто определяет моду, но еще в начале прошлого века было наоборот: у формы не было специального дизайна, и она лишь отражала общие тенденции. А еще отвечала представлениям о приличиях: атлету полагалось выглядеть достойно, носить закрытую одежду и не смущать публику демонстрацией голого тела – одним словом, древние греки не оценили бы.

Рене Лакост

Рене Лакост

Ритм жизни менялся: с появлением трудового законодательства, а с ним выходных и свободного времени, спорт проникал в быт простых горожан. Менялись и представления об одежде, которая становилась все демократичнее. На смену условностям пришла практичность, и уже в середине 1920-х толстые свитеры и галстуки (обычная форма теннисиста того времени) не вызывали энтузиазма у Рене Лакоста, который, как выяснилось впоследствии, оказался талантлив не только в спорте, но и в бизнесе. На корт многократный победитель турниров «Большого шлема», к изумлению других игроков и публики, выходил в хлопковой рубашке с короткими рукавами и отложным воротничком, которая не стесняла движений и позволяла коже дышать. Дизайн он позаимствовал у своего приятеля, игрока в поло маркиза Чомли, и так как обвинения в апроприации в те времена были не в ходу, в 1933-м, по инициативе бизнесмена Андре Жилье, рубашка-поло была запущена в производство. Эмблема крокодила, отсылка к спортивному прозвищу Лакоста, стала известной на весь мир, а поло заняло свою нишу в повседневном гардеробе.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Андре Агасси

Андре Агасси

Похожий пример — свитшот, или хлопковый пуловер свободного кроя, который благодаря идее американского футболиста Бертрана Рассела сменил привычную экипировку игроков, колючие шерстяные свитеры. Удобные, стильные и в меру расслабленные вещи из спорта стали проникать в повседневную моду, и дело было не только в практичности, но и в растущей популярности здорового образа жизни: развивался культ красивого, подтянутого тела, и одежда для тренировок подчеркивала принадлежность к тренду, даже если, как часто бывает с модой, это была лишь видимость.

Революцией в спортивной одежде стало появление синтетических тканей, которые были эластичными и износостойкими, поддерживали комфортный «микроклимат» во время тренировок и выступлений, что особенно актуально для жарких стран. Массовый спорт развивался, специальная экипировка для каждой дисциплины становилась нормой, и уже не спортивная одежда заимствовала у повседневной, а наоборот.

Пеле

Пеле

Эта тенденция приняла новый масштаб, когда владельцам спортивных брендов пришло в голову заключать контракты со звездными атлетами. Так в 1984 году произошло с американским брендом Nike и подающим надежды баскетболистом Майклом Джорданом. Одна из самых успешных коллабораций в истории спортивной индустрии поначалу не задалась: первые черно-красные Air Jordan, созданные брендом для совместной линейки, баскетболист отказался носить из-за «дьявольской» расцветки, да и вообще предпочел бы сотрудничать с более раскрученным adidas. Но коммерческий успех превзошел все ожидания, а охота за раритетными моделями кроссовок стала своего рода спортом даже для тех, кто давно забыл дорогу в тренажерный зал.

Спортивная одежда влияла на повседневную, но этот процесс работал и в обратную сторону: дизайнеры профессиональной экипировки стали интересоваться не только функционалом, но и модными цветами и деталями. Так сформировался стиль athleisure, который сегодня уже перестал быть модой и превратился в норму, а спортивные тренды все чаще становились узконаправленными – как сейчас, например, актуален стиль теннисистов и тренировочные костюмы в духе 90-х.

Йеспер Парневик

Йеспер Парневик

Помимо приобщения (пусть и номинального) к культуре здорового образа жизни, спортивный стиль – это еще и протест. Так бывало и раньше: например, шорты в мужском гардеробе не считались чем-то нормальным, пока в первой половине XX века не стали частью футбольной формы англичан (без возмущений не обошлось, но к 1950-м практичный подход одержал верх). В нашем веке нарочито безликий спортивный костюм может считаться отказом участвовать в гонке за трендами, а заодно и соблюдать этикет. Последнее спровоцировала пандемия: выяснив, что работать в трениках намного удобнее, чем в костюме, многие решили остаться в них, даже вернувшись в офисы. Понятия об уместности той или иной одежды в конкретных обстоятельствах стали размываться, и чем-то свежим и оригинальным дизайнерам уже кажется классическая элегантность. Впрочем, если однажды вы надели удобные кеды со строгим костюмом, вернуться обратно уже вряд ли получится.


Источник