Алгоритмические ленты, реклама по интересам и другие приемы маркетологов провоцируют покупки ненужных вещей. Как это функционирует на практике? Журнал Men Today и студия подкастов «Трёшка» обратились к психологу Виктору Бурмистрову для разбора этой темы.

Unsplash
За десятилетия рекламный бизнес эволюционировал до невероятных высот. 50 лет назад реклама ограничивалась яркими баннерами и запоминающимися телевизионными слоганами с мелодией. Сейчас же над маркетингом трудятся специалисты в области психологии, а компании вкладывают десятки, а то и сотни миллионов долларов в изучение человеческой психики.
Понять основы маркетинга без специального образования и опыта работы в большой фирме непросто, но мы попросили специалиста рассказать о некоторых популярных рекламных техниках.

Во время скидок покупают нас
Добродушно посмеиваются над «Черной пятницей» или любыми крупными распродажами. Неужели люди серьезно покупают товары, увидев только значок скидки? Это же глупость, ведь часто скидка носит номинальный характер и никак не связана с реальной стоимостью товара.
Это функционирует и подтверждает свою действенность ежегодно. Иногда происходит совсем не так, как мы себе это представляем. Пример – «Черная пятница». Видели тысячи видео с безумными толпами, которые разрушают магазины? Думаете, что такие ролики появляются случайно или в назидание другим?

Несомненно, для пробуждения азарта в человеке и напоминания ему о принадлежности к обществу, не должно откалываться от соплеменников, необходимы такие события. Тысячи людей куда-то бегут? Значит нужно бежать с ними. Рациональная часть мозга просто отключается, заставляя совершать необдуманные действия.
Реклама основывается на воздействии на инстинкты и слабости человека, поскольку рациональный подход неэффективен в большинстве случаев.
Повторение — мать учения
Часто навязчивая реклама вызывает у нас раздражение. Ежедневно одно и то же уведомление. Как маркетологи полагают, что таким способом смогут побудить нас к покупке?
Принудят и весьма напористо, но чаще всего у них нет стремления сделать это прямо сейчас. Как правило, приставучая реклама нужна для того, чтобы мы не забывали о бренде, а при вспоминании необходимости в том или ином товаре первым на ум приходила продукция именно этой компании.

Кока-кола тратит миллионы долларов на рекламу, хотя кажется, что о напитке все знают. Но если снизить интенсивность рекламы даже на пару лет, то даже о таком известном продукте все забудут и начнут покупать что-то другое. Нашему мозгу нужно постоянно напоминать о бесполезных вещах, потому что иначе он их забудет (почему запоминать бесполезную информацию?). Именно поэтому маркетологи используют однообразные рекламные предложения: чтобы мы помнили.
В маркетинге используют прием «эффект новизны, эффект повторения». Попросту говоря: сначала привлекают внимание, а потом подталкивают к клику на рекламу дополнительным стимулом.
Важно, чтобы сообщения не имели одинакового смысла. Если первый и второй расскажут только о скидках, уловка провалится, но если вас ненавязчиво подтолкнут мыслью о скоротечности счастья, вы тут же поспешите приобрести товары. Ведь это выгодное предложение!
Вам это не нужно
Системы рекомендаций созданы для подбора товаров, которые действительно пригодятся пользователям и увеличения продаж. Однако на практике всё иначе. Это красивая теория о том, что вам предлагают только то, что необходимо, придумали маркетологи для поддержания веры в идеальные рекламные алгоритмы.

Вы искали информацию о рубашке из любимого фильма, а затем повсюду увидели рекламу с ней и купили ее. Но правда ли, что вам она была необходима? Скорее всего нет. Целью рекомендательной ленты не является продажа нужного, а убеждение в том, что это необходимо.
С каждым годом маркетинговые инструменты усложняются всё больше, противостоять им всё сложнее. Поэтому можно утверждать: борьба бесполезна. Остаётся только работать с существующим, понимая, как вас стараются обмануть.
Самый простой способ противостоять воздействию — отключить уведомления: большинство сервисов перестанут вас беспокоить. Конечно, сначала будет сложно, но быстро вы поймете, что жизнь не меняется, а денег в кошельке становится всё больше.
А еще не забудьте послушать наш подкаст целикомЭто полностью бесплатное и очень полезное предложение.