История бренда Dr Martens

Кажется, что мода на ботинки Dr Martens была всегда – мы еще не родились, а в них уже расхаживал Марлон Брандо. Затем мы мечтали о «мартенсах» в молодости, покупали их из десятилетия в десятилетие и как-то так получалось, что эти неубиваемые ботинки были неизменно актуальны. Вы смело можете оставить их в наследство сыну и внуку – они точно не проваляются в кладовке. Как же удалось создать бренд с вечной модой на вечную обувь?

Дитя войны

Бренд Dr Martens прославился как британский, но началось все с немецкого изобретения. У знаменитых ботинок есть отец-создатель, врач гитлеровской армии Клаус Мертенс. Ему приходилось носить армейские ботинки, жутко неудобные и жесткие – до такой степени жесткие, что доктор даже вывихнул лодыжку, катаясь на лыжах. Кто-то бы просто выругался, подлечился, и дальше продолжал нести свой крест: мало ли, что неудобно?

История бренда Dr Martens

Форма есть форма. Но не таков был наш Клаус, он решил усовершенствовать армейскую обувь на благо всех сослуживцев. Предложил для верха кожу помягче, а для низа особую подошву – с «воздушной подушкой», пружинящую при ходьбе. Первая пара таких ботинок была сшита на руинах только что поверженной Германии, в 1945 году.

И уже в 1947 году Клаус находит партнера, заинтересовавшегося новым видом обуви. Это был друг студенческой молодости Клауса, Герберт Функ. Первые образцы они делали из списанных шин самолетов Luftwaffe – этого добра было полно под Мюнхеном. Сначала партнеры работали ремесленным методом, но их продукт стал настолько популярен, что в 1952 году удалось открыть фабрику.

На новом производстве выпускали множество моделей, не одни только «армейские» ботинки. Любопытно, что главными покупателями стали… покупательницы: дамы глубоко бальзаковского возраста, которым было не до кокетства, а хотелось купить крепкие ботинки, в которых можно проходить всю пенсию и здорово сэкономить.

Ботинки с немецким паспортом

История бренда Dr Martens

В 1959 году партнеры начинают завоевывать Европу, но не так, как они это делали в 40-х, когда «будущие подошвы» летали над ней под крыльями Luftwaffe. Гораздо, гораздо успешнее! Немецкие ботиночки стали появляться в каталогах. Тут их и заметил англичанин Билл Григгс, обувщик, с трудом выживавший на собственном британском рынке – настолько лютой была конкуренция. Все только и думали о том, чем бы поразить потребителя.

Так вот, Григгс нашел чем – немецкими ботинками. Больше всего его заинтересовали пружинящие подошвы. А вот «верхи» он счел недостаточно стильными. Купив у немцев лицензию, Григгс поработал над дизайном, и спасибо ему за шикарный скругленный носок, а также крупные стежки крепкой нитью по краю подошвы. Ну, вы знаете, как классно все в итоге получилось.

История бренда Dr Martens

Англичане всегда были большими модниками, чем немцы. С тех пор набор этих родовых качеств – подошва, стильный носок, большие стежки – стал признаком знаменитых британских Dr Martens. Да, бренд английский, но про немецкого доктора никто не забыл.

Знаменитая шнурованная модель № 1460 увидела свет в 1960 году, и началось… Сначала ее полюбил рабочий класс, солдаты и полицейские. И даже британская почта, решив, что неубиваемые ботинки совершенно точно подойдут парням с толстой сумкой на ремне, закупила их оптом.

Но именно рабочий класс и борцы за его права вывели новый фасончик в большой свет – засветились в «мартенсах» на страницах газет. После чего эта пара обуви обросла бунтарским символизмом, брутальным ореолом. Но брутальность изначально была заложена в дизайне, просто нужно было правильно ее преподнести и прочесть. Прочли, врубились, возжелали…

Бунтарский дух

История бренда Dr Martens

Первыми неформальный потенциал «мартенсов» оценили Hard Mods – суровые моды, уличные пацаны. Это их считают основателями движения скинхедов. С тех пор все молодежное и субкультурное так или иначе связано с «мартенсами». И футбольные фанаты их обожали, но только красили в синий цвет, чтобы их не путали со всякими там нежными готами и придурковатыми панками, которые тоже из «мартенсов» не вылезали. Рокеры также носили эти ботинки.

Однако настоящее помешательство началось в 90-е, когда стиль гранж захватил мир. Каждая девушка мечтала о «мартенсах», чтобы носить их с цветастым платьем, джинсовой курткой и подвернутыми носочками. Это был невероятно стильный образ и главное в нем – суровые ботинки. Некоторые даже выходили в них замуж – в белом платье, фате с флердоранжем. Думаете, мужчины после этого забросили свою любимую модель?

Ничего подобного, «мартенсы» все время возвращаются и в мужскую, и в женскую моду. Если их не было на подиумах массово в этом сезоне, значит в следующем – как плотину прорвет, на воздушных подошвах будет расхаживать каждая вторая модель каждой третьей коллекции.

Неубиваемая традиция

История бренда Dr Martens

Были у бренда и нелегкие времена. Видимо, в 90-е все объелись шнурованными ботинками, и в первые годы миллениума все вдруг переключились на казаки и прочую обувь, у компании даже начались проблемы. Пришлось перенести производство в Азию, чтобы удешевить ботинки.

И вот в 2003 году «мартенсы» бьют рекорды продаж. Моделей обуви, выпускаемой сегодня брендом Dr. Martens, десятки – ботинки, полуботинки, туфли, сандалии. Снова запущена английская линейка – настоящего британского производства — и она называется «Винтаж».

Сегодня бренд принадлежит компании R. Griggs и он процветает. В новом сезоне осень-зима 2019-20120 «мартенсы» опять признаны самой модной обувью.


Источник