Воображаемая сцена: вертолет экстренно снижается к земле, но вдруг из него выстреливает парашют, замедляя падение и спасая людей. Эта фантастическая картина стала реальностью благодаря итальянским инженерам из Curti Aerospace, которые представили миру свое новаторское изобретение.

Соцсети

Легкий двухместный вертолет Curti Zefhir признаётся основным конкурентом американского аналога Robinson R22, но итальянская модель обладает рядом преимуществ. У Zefhir практически нет шанса разбиться: над несущим винтом установлен парашют. Эта запасная система предназначена на случай отказа двигателя или выхода из строя другого критически важного узла, а также при невозможности посадки на авторотации.

С чего все началось

Либеро Курти основал фирму Curti в 1955 году в итальянском городе Имола, где расположена легендарная гоночная трасса имени Энцо и Дино Феррари. До 2007 года там проходил Гран-при Италии Формулы-1. Несмотря на это соседство, компания не связана с автоспортом, так как сначала производила комплектующие и запчасти для сельскохозяйственной техники и текстильной промышленности.

В 1970-х годах ассортимент выпускаемой продукции расширился за счёт деталей для упаковочных машин и авиастроительных предприятий. В частности, Curti освоила отливку запчастей из титана и алюминия, что позволило ей наладить плодотворное сотрудничество с вертолетостроительной компанией AgustaWestlang. Позже, как это нередко случалось с другими производителями комплектующих, Curti решила попробовать силы в авиастроении. Подразделение фирмы Curti Aerospace разработало лёгкий двухместный вертолет Zefhir, который отличается рядом интересных и даже уникальных особенностей.

Парашют снижает скорость падения вертолета до приемлемых значений. Амортизирующие кресла пилота и пассажира, а также углепластиковое полозковое шасси гасят энергию удара о землю и помогают избежать серьезных травм при аварии. Наличие парашюта не гарантирует стопроцентно безопасное приземление, но травмы, скорее всего, будут нелетальными. Вертолет после посадки с парашютом можно будет без проблем восстановить.

Первые испытания опытного образца показали: в беспилотном режиме «Зефир» достиг высоты 300 метров, затем остановился двигатель, «застопорен» несущий винт и раскрылся парашют. При посадке вертолет сломал полозковое шасси и упал на бок, но пилот и пассажиры, роль которых играли манекены, не получили серьёзных травм. Сам вертолет быстро был отремонтирован и вскоре отправился в турне по различным авиационным выставкам.

За счет композитных материалов и легких сплавов Curti Zefhir весит всего 700 килограммов. Интересно, что вместо поршневого двигателя, применяемого большинством конкурентов, на вертолете установлен легкий чешский турбовальный двигатель PBS Velka Bites весом 60 кг, мощностью до 241 л.с. Как и большинство вертолетов этого класса, Curti Zefhir оснащен двухлопастными несущим и рулевым винтами. Максимальная скорость составляет 185 км/ч, крейсерская – 161 км/ч, дальность полета – 318 километров, практический потолок – 4000 метров. Компактный двигатель позволил создать багажное отделение объемом 320 литров за пассажирским креслом, что также является конкурентным преимуществом вертолета.

Цена – около полумиллиона долларов США – нельзя отнести к плюсам, так как это делает его самым дорогим вертолетом в своем классе. Robinson R22 стоит почти в два раза меньше, а за французского Guimbal Cabri G2 просят порядка 375 000 долларов. Французская машина выглядит достаточно «взросло»: рулевой винт «фенестрон», трехлопастный несущий винт и дальность полета 700 километров, что более чем вдвое превышает дальность Curti Zefhir. Но никто из одноклассников не оборудован аварийным парашютом, а это обстоятельство может стать решающим в пользу выбора Curti Zefhir, особенно частными клиентами.

Итальянский вертолет заинтересовал российских специалистов после показа в стране. Возможно, Curti Zefhir начнет использоваться над Россией.