Что принесет нынешнее главное авто-испытание нашей планеты?

Redbull Content Pool

В 45 раз пройдет легендарный ралли-марафон с 31 декабря 2022 года по 15 января 2023 года в Саудовской Аравии. Страна принимает гонку с 2020 года и трижды дарила победу «Синей Армаде» — команде «КАМАЗ-мастер». Будет ли продолжена победная серия, неизвестно. Руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Владимир Чагин сообщил, что организаторы «Дакара» хотят видеть среди участников российских гонщиков, и идут переговоры.

Если случится чудо, и для россиян результат окажется положительным, команда из Набережных Челнов поборется за свою юбилейную 20-ю победу в гонке. На данный момент путь к её старту кажется ещё более сложным, чем дорога до финиша. Уже несколько именитых пилотов из России (например, Анастасия Нифонтова и Сергей Карякин) заявили о пропуске этого «Дакара».

Камаз-мастер

Пока чиновники решают судьбу гонки в реальном мире, в виртуальном на 4 октября вышла игра Dakar Desert Rally (доступна на PlayStation, Xbox и PC) с динамической сменой погоды и мультиплеером до трех игроков. В игре доступно 30 игровых зон и лицензированные автомобили во главе с электрическим Audi RS Q e-tron с двумя электромоторами и 2-литровым бензиновым двигателем, который работает для генерации электричества.

Что за люди участвуют в ралли?

Семикратный победитель «Дакара» Владимир Чагин, директор НП «КАМАЗ-Автоспорт», объясняет мотивы гонщиков, принимающих участие в таких опасных состязаниях.

1. О риске

В 1979 году появился легендарный ралли-марафон «Дакар», который всегда открывает спортивный сезон в мире. Несмотря на то что с тех пор «Дакар» унес около 70 жизней, это нисколько не останавливает людей, и каждый год появляются новые спортсмены, которые выходят на старт, чтобы бросить вызов, проверить себя. Ведь это борьба технологий автомобилестроения, борьба производителей и реальное соревнование на выносливость людей. Никакие стимуляторы, допинги — тут ничего не работает.

Камаз-мастер

Нет, это не ад. Ад – когда человек оказывается там, куда не хочет попасть. Но если ты вышел на старт, тебя никто туда не загонял. Ты сам приехал и принимаешь правила игры, подписываешь бумаги, среди которых и документ о том, в какой госпиталь доставить в случае аварии, и куда привезти, если ты – труп. Это нормально, все идут на это осознанно. Тем, наверное, и привлекает людей автоспорт. Чем острее и злее, тем интереснее.

2. О страхе

1991 год. Второй «Дакар» для команды «КАМАЗ-мастер». Мы преодолевали дистанцию по Мали. Это был мой первый экзамен в качестве пилота. Первоначально я был заявлен механиком экипажа. Но накануне дня отдыха пилот Евгений Доронин сломал руку, выбив руль в песках. К сожалению, такие травмы случаются. Перед экипажем встал выбор: либо прекратить участие, либо продолжить гонку, но за руль сядет кто-то из состава команды (замена со стороны запрещена правилами). Не допускается отсутствие одного члена экипажа. Если трое стартовали, трое должны и финишировать. Руководство команды решило, чтобы я попытался управлять грузовиком. Мне тогда было 20 лет. Если смогу – экипаж продолжит гонку. Мы поехали. Проехали день – получилось. Следующий день тоже пройден. В итоге с 60-й позиции мы к финишу переместились на 12-ю.

Камаз-мастер

Во время заезда по большой дороге случился страшный случай. Мчимся по плато с большой скоростью. Впереди деревня, к которой ведет узкая лесная дорога. Грузовики едут друг за другом, и я успеваю обогнать «мерседес», который идет впереди. Мы проезжаем деревню, следуя друг за другом. Приезжаем на финиш и видим панику. Оказывается, местные бандиты напали на один из экипажей. Обстреляли грузовик, пуля попала водителю – тот умер сразу. Машина врезалась в дом. Это был тот самый грузовик, который мы обогнали на въезде в деревню… Именно его обстреляли.

3. О сложности

Возможно удивит вас: самое трудное — не ехать быстро, а удержать себя. Способности автомобиля обычно превышают возможности пилота. Так же как и на коне, на котором скачешь. Поддаться искушению ехать быстрее — проще всего. Каждому пилоту нужно ощущать соотношение своих возможностей и возможностей машины. Где-то тебя обогнали, но это не значит, что нужно срочно мчаться за соперником. Вот он — источник опасности, провокация, тут может случиться ошибка.

Камаз-мастер

В аварии можно угодить, не проехав поворот или вылетев с трассы. Важно понять причину поражений: либо техника пилотирования не позволяет ехать быстрее соперника, либо автомобиль. Нужно адаптироваться к ситуации, выбрать темп. Чтобы быть первым, нужно делать то, чего не делают остальные. Необходимо находить нестандартные решения. Нужно мыслить быстрее и принимать мгновенные решения. Потому что если ехать надежно и быстро, как все, результат будет таким же, как у всех. Чтобы фамилия была вверху таблицы, нужно «ехать на грани», где-то с риском, но риск всегда должен быть обоснованным и не выходить за рамки разумного.

Камаз-мастер

В кабине человек не одинок: в автомобиле категории «авто» — еще штурман, а в грузовиках — штурман и механик. Каждый член экипажа имеет свою жизнь, семью, близких. Ошибка может лишить жизни не только самого водителя, но и всех находящихся в кабине людей. Это обязывает максимально контролировать себя, идти по тонкой грани, чтобы не сорваться ни вправо, ни влево.

4. О самоконтроле

Радость от гоночной трассы я всегда испытывал, но всегда на пределе возможностей. В этом и заключается смысл автогонок, по моему мнению. Есть правило: побеждает не тот, кто быстро едет, а тот, кто не ломается. Важна стабильность. Да, нужно четыре, шесть, восемь часов мчаться в одном темпе без остановки. Даже туалет исключен: надо уметь разговаривать со своим организмом и его настроить. Никто не запрещает сходить в туалет – остановись, сделай всё необходимое. Но это минус две с половиной – три минуты.

Камаз-мастер

В конце гонки, после девяти тысяч километров и двух недель езды, разрыв между лидерами — всего несколько минут. Поэтому, несмотря на желание пить воду с вечера, нужно уметь остановиться, когда организм требует ее. Утром — только ограниченное количество чая или воды, чтобы избежать проблем в течение дня. Во время движения питание исключено полностью: бутерброды и снеки будут лететь по кабине, а жевать невозможно. В жаре кабины (до 50-55 градусов) хочется пить, усугубляя ситуацию комбинезон и белье из специального несгораемого материала.

Камаз-мастер

В течение всего дня находишься в мучительной жаре, покрытый потом. Лучше всего выпивать по два маленьких глотка воды, не больше. В обычной жизни при желании можно выпить целый стакан. Но здесь я себе обещал: буду пить после двухсотого километра. Конечно, нельзя допускать обезвоживания, потому что силы ослабеют, но и увлекаться питьёй тоже нельзя — появится побочный эффект. И вот дождался момента, когда можно сделать первый глоток. Первый и второй. И ощущаешь, как влага наполняет руки, ноги, всё тело.

Чувство — это основа. Несовершенства нужно исправлять, над этим работать и тренироваться. Все можно отработать, если знаешь, чего хочешь. Цель победы должна вселяться в тебя, тогда ничего не должно останавливать на пути к ней. Действовать нужно во что бы то ни стало, но никогда не попирать других. Настоящее удовлетворение принесет победа, которую разделяешь с миром, уважая соперников.