Исчерпывающее интервью с Сергеем Кузнецовым.

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов сравнивает себя с футбольным тренером, поскольку все вокруг полагают, что разбираются в его работе лучше самого Сергея Олеговича. Такое пристальное внимание не смущает Сергея Олеговича: он ведет телеграм-канал «Я — Сергей Кузнецов», проводит выставки своих картин и охотно делится взглядом на архитектуру и урбанистику.

О развитии городов

Современная теория архитектуры говорит о том, что законы развития городов неизвестны. Город развивается, это очевидно, но объяснить изменения можно только после их наступления. Предсказать будущее развития невозможно.
Считать, что архитектор или отдельная личность все спланировала — наивно. Для этого необходимо множество факторов. Это органический процесс, как рост дерева. Мы знаем, что из желудя вырастет дуб, но каким он будет, зависит от солнца, ветра, дождя, других деревьев и многих других факторов. С городом то же самое: понимаем, что при нормальных условиях он развивается и становится больше, но как именно выглядеть в будущем предсказать невозможно.

Об идеале

В жизни нет совершенного. Существует много увлекательных и захватывающих архитектурных идей, но назвать любой из них идеальным я не позволил бы себе, ведь тогда теряется смысл стремления к лучшему.

О критике

Многие известные архитектурные объекты подвергались критике. Успенский собор в Кремле оспаривался из-за того, что его проектировал итальянец. Исаакиевский собор в Петербурге тоже не сразу пришелся по душе всем. Сейчас его дизайн вызывает восхищение, но когда он появился, некоторые предпочитали прежнюю версию храма. Четвёртый вариант собора — результат неоднократных перестроек. Зимний дворец Растрелли также неоднократно изменялся. Непохожесть проекта может шокировать и вызывать насмешки, но в итоге делает объект символом идентичности. Это путь через смелые решения.

Фото: Рустам Шагиморданов

О цене известности

На архитектурное образование претендуют много людей, но известных архитекторов немного. Даже меньше процента – какие-то промилле. Почему? Потому что это процент тех людей, кто готов выйти за рамки и изменить мир, а значит принять на себя ответственность и вместе с ней не только восторг и похвалу. Конечно, бывает и обратное, но чаще встречается именно так. Выставление своих идей напоказ приводит к тому, что все, кому не лень, обязательно должны о них высказаться. В архитектуре, как в футболе, каждый считает себя знающим. Это очень сложная специфика профессии.

Об ответственности

Рассказывают, что от плохого дизайна никому ещё не грозила смерть. Это заблуждение. На самом деле погибли люди из-за этого, но это уже вопрос для философов.

О новых городах

Создание новых городов прошлое. За последние десятилетия в России примером стал Иннополис под Казанью, но это скорее кампус, чем город. Не верю в новые города не из-за их качества, а потому что они не смогут стать полноценными в традиционном понимании. Верю в развитие существующих городов: объединение больших и укрупнение маленьких. Эту тенденцию наблюдаем десятилетиями, и она пока не завершается.

О мегаполисах

Желание жить в мегаполисах очевидно. Мегаполисы предлагают возможности, которых нет нигде ещё. Поэтому верю, что мегаполисы будут становиться всё более мощными и развитыми. В настоящее время самыми актуальными темами урбанистики являются развитие мегаполисов. Здоровый, густонаселённый, интенсивно развивающийся мегаполис – это город настоящего и будущего.

О схожести городов

Большие города мира схожи друг с другом сильнее, чем с остальными населенными пунктами своих стран.

Фото: Рустам Шагиморданов

О районах

Важно, чтобы каждый район имел свою самобытность и привлекательность, свою особенность. Проекты, подобные новому кампусу Бауманки в Москве, изменяют целые районы, становясь катализатором трансформации всего окружения.

О том, какой могла стать Москва

Конечно, существовало множество непроведенных планов: от постройки Дворца Советов и высотки в Зарядье, работы над которыми начались, но были приостановлены, до сноса части Кремлевской стены — была идея возвести вместо нее большой Кремлевский дворец (стена с башнями вдоль Москвы-реки новенькая, ее разрушили и потом построили заново). Но на то, что некоторые проекты завершились, а к другим так и не приступили, всегда есть причины. Я убежден, что Москва не могла стать другой, кроме той, какой она стала.

О качестве

Качество архитектуры нельзя оценивать по ее известности. Важно сделать так, чтобы она стала известной. Это требует труда. В Москве много интересной архитектуры — и современной, и исторической, разных эпох. Что же из этого известно в мире? Очень мало. Например, ВДНХ — гигантский комплекс проектов, огромная территория площадью более 600 гектаров, настоящий город, но до 2010-х годов о нем за пределами страны никто не знал.

О внешнем и внутреннем

В архитектурных проектах участвуют специалисты из разных областей: социологи, философы, работающие с культурно-социологической и идеологической составляющими. Глотать проект лишь как внешнее оформление было бы наивно, подобно тому как считать фантик всей сутью конфеты или обложку журнала — его главным содержанием.

Фото: Рустам Шагиморданов

О главном

Существуют фундаментальные аспекты жизни, которые недооцениваются, но им стоит уделить внимание как можно скорее: чтение классической или любой другой литературы, изучение иностранных языков (любых), занятия музыкой, искусством, спортом. Необходимо делать это регулярно. Это столь же важно, как освоение новых компьютерных программ или искусственного интеллекта, которые, как правило, проще усвоить, и они не исчезнут. В то время как пропускаемый систематически спорт и чтение уже не наверстается. Это простые вещи, о которых все знают, но многие пренебрегают ими. Мне кажется, мир приобретет яркие краски, если вписать подобный досуг в свой распорядок дня.

О верности себе

В пятнадцать лет я примерно делал то же самое, что и сейчас: что-то придумывал, бегал, рисовал. Но тогда был белой вороной, отщепенцем, и всё смотрело на меня с удивлением. Теперь всё это стало модным и популярным.

О диалоге с городом

Каждый город общается с вами. То ли он предлагает: «Идём гулять, подышать воздухом, прокатиться на велосипеде». То ли говорит: «Лучше дома сиди». Москва максимально располагает к прогулкам, даже суток не хватит, чтобы ответить всем её приглашениям.

О киномирах

Самая большая ошибка в изображении городов будущего в кино – их однообразный внешний вид, словно созданный единым замыслом. В жизни всё иначе. Представьте москвича, жившего 300 лет назад, оказавшегося в Москве 2025 года. Несмотря на перемены, ему будут знакомы многие вещи, он сможет ориентироваться, по крайней мере, в исторической части города. Кинематографисты вдохновляются стремительно растущими городами типа Дубая, но даже там видны слои и сохранилась историческая застройка. Одним из наиболее адекватных изображений города будущего в кино является фильм «Назад в будущее», где знаковые части города существуют во все времена.

О своем стиле

Я предложил термин «эмоциональное техно» как сочетание новых технологий, которые становятся главным исполнителем в дизайне архитектуры, и эмоций — сильного впечатления, которое хочется достичь с их помощью. В наше время живем в медиасреде, и вся аудитория, включая аудиторию архитектурных проектов, является медийной. Говоря о Бауманке, понимаем, что людей, видящих ее фотографии, гораздо больше, чем тех, кто познакомился с ней лично. Но среди тех, кто увидел фото или видео, много желающих посетить это место. Нам нужны такие проекты — рок-звезды, вызывающие желание пройти экскурсию, устроиться работать в это здание, как-то взаимодействовать с ним. Даже просто просмотреть галерею его снимков в телефоне. Такова наша новая реальность.

Архитектурные решения Москвы будущего воплощаются в настоящем.
Комментарии