Светлана Баранова, победительница кубка Европы и чемпионата России по сноубайк-кроссу среди женщин, вошедшая в топ-10 общего зачета, и первая девушка, проехавшая все этапы чемпионата страны по экстрим эндуро (в мужском зачёте), уверена: зимой мотосезон не заканчивается — нужно лишь трансформировать мотоцикл в сноубайк. В статье рассказано, как это сделать и куда на нем ехать.

Spencer Davis / Unsplash

Как выбрать технику?

Самый универсальный выбор для меня — хороший карбоновый комплект Yeti (гусеница 120-го или 129-го размера) и хорошо подготовленный мотоцикл.
Комплект Yeti очень легкий (легче аналогов на 15–20 килограммов), что позволяет ездить туда, куда не зайдут другие комплекты. В Лаго-Наки ребята на сноубайках заезжали по снегу на Фишт напрямик. Туда снегоходы с первого раза тоже не заезжают. На сноубайке фан от того, что мотоцикл с его геометрией, углами наклона и подвеской позволяет легче делать развороты, траверсы и кайфовать от пухляка, от глубокого снега.

Мотоцикл я бы выбрал КТМ, ведь из всех он самый маневренный, надежный, прекрасно тюнингуется под зимнюю езду и хорошо работает после перепрошивки. Купить мотоцикл, поставить гусеницу и ехать недостаточно. Необходим грамотный тюнинг, например, руль с подогревом от тосола: присоединяются патрубки, шланги, и руль нагревается от системы охлаждения.

Также нужно установить зимний термостат и фильтр нулевого сопротивления вместо штатного воздушного, который намокает, из-за чего мотоцикл не едет, задыхается. Это минимум. Что касается снегоходов, то я каталась на разной технике и поняла: для меня самый интересный — это снегоход с гусеницей длиной 154 либо 155 дюймов в зависимости от марки.

Где кататься?

Проехали всю Россию, все самые интересные места, и для меня лучший вариант — Сахалин. Во-первых, потому что логистика поездки суперпростая: прямые рейсы, хороший аэропорт, отличная инфраструктура, гостиница, еда, дороги, и через 15 минут вы уже в месте катания. Это значит, что не нужно везти сноубайк на машине с прицепом. Кроме того, там прекрасный снег — пухляк, как в Японии.

Второе место занимает Лаго-Наки. Мне понравилась простая логистика (самолет до Краснодара), прекрасная гостиница в горах, комфортная температура (внизу +15–20, в горах -5–10) и всегда хорошая кондиция снега: пухляк, солнце, отлично. В других местах…
Доехать туда сложно из-за расстояния или погодных условий. Например, в Приисковом много снега, ранний сезон, но чтобы добраться из Москвы нужно лететь пять часов и еще ехать на машине пять-шесть часов, что очень утомительно. Температура -5–20, а иногда и -30 градусов. Нет такой инфраструктуры, как на Сахалине, и серьезная угроза схода лавин, которые могут произойти даже на небольших уклонах.

Хочу добавить еще один вариант — Камчатку. Красивые большие вулканы, хороший снег. Единственный минус — опасность лавин очень серьезная. Сахалин я поставила на первое место также из-за маленького процента лавинной опасности. Кататься безопасно. Важно для меня хороший рельеф и лес, как на Сахалине, в Лаго-Наки, а также на Байкале — на горе Мамай. Правда, как и в Приисковом, в любой момент может сойти лавина. Очень страшно и опасно.

Spencer Davis / Unsplash

Где учиться кататься?

Лучшая школа сноубайдинга на Сахалине. Отличные инструкторы работают как в Приисковом, так и в Лаго-Наки, и на Камчатке. Правильная техника катания позволит вам быстро прогрессировать и избежать столкновений с деревьями. Вас также научат правильно поднимать и откапывать снегоходы: без знаний приемов можно получить травму или целый день тратить на поднятие застрявшего байка, не добившись результата.

Что нельзя делать ни в коем случае?

Зимой кататься нужно только с компанией, которая не оставит вас в беде. Техника может сломаться, метель может начаться, ночь наступит, и вы замерзнете. Без лавинного оборудования и рации кататься нельзя, этот набор должен быть всегда при вас. Важно постоянно готовить технику и экипировку.