Высокие цены «грязных» кроссовок и сумок, напоминающих мусорные пакеты, вызывают удивление у многих.

Legion-Media
Новая коллекция Balenciaga вновь вызвала шквал шуток и мемов: Демна Гвасалия продолжил создавать кутюр из простых вещей, подчеркивая контраст между высокой ценой и нарочитой небрежностью. В этот раз в интернете популярны мятый офисный костюм и совместная работа с Puma: бренд выпустил сумку в виде черного мятого пакета и «поношенных» замшевых кроссовок.



Антиэстетика
Бренд создает браслеты-скотчи за 3240 долларов (286 тысяч рублей), продает Кошельки, напоминающие помятую пачку чипсов, стоят 1800 долларов (165 тысяч рублей), а бренд руководствуется политикой «чем хуже, тем лучше». В социальных сетях Balenciaga периодически появляются странные публикации фэшн-съемок с «антиэстетикой», ставшей узнаваемой чертой бренда. Мятые вещи на подиуме, небрежный крой и дырявая обувь — пример того, как мусорный пакет может стать частью новой коллекции.

Мусор давно стал новым трендом: дизайнеры переосмысливают одноразовые утилитарные предметы. Несмотря на то что Мартин Маржела еще в 1989 году одел моделей в пакеты из французского супермаркета, этот прием до сих пор кажется необычным. В 2010-х Jil Sander тоже обратился к «мусорной» эстетике, а в 2017 Balenciaga выпустила коллаборацию с IKEA в виде скрипучей и шуршащей синей сумки из премиальной кожи стоимостью 2145 долларов (против 99 центов за оригинал!). В 2022 году Демна представил «самый дорогой в мире мусорный мешок» за 1790 долларов, и это явно не последнее «мусорное» изделие на подиуме. В 2025 году пакеты продолжают появляться на показах (например, в коллекции Bottega Veneta) и не собираются исчезать.

Любители поскандалить
Бренд неоднократно подходил к грани «отмены», но не падал полностью. С приходом в 2015 году Демны Гвасалия на пост креативного директора Balenciaga регулярно оказывается в центре скандалов.

Дизайнера критиковали за выходки, в том числе за превращение бюджетной сумки в дорогую модель и использование на показе моделей, напоминающих беженцев. Несмотря на то, что премиальные товары воспринимались как художественное заявление, рекламная кампания с участием детей и эстетикой БДСМ получила негативную оценку. В 2022 году Balenciaga… представили Бренд представил коллекцию товаров для дома с логотипом, включающую подушки, посуду и одежду для домашних животных, например, кожаные поводки с шипами, цепями и заклепками. Реклама состояла из маленьких детей, что вызвало волну критики в адрес бренда и обвинения в пропаганде педофилии.

Рекламная кампания с участием Николь Кидман и Изабель Юппер вызвала скандал из-за двусмысленных посланий в образе бизнесвумен с Уолл-стрит. Внимание пользователей привлекли работы художника Михаэля Борреманса, критикуемого за сексуализированное изображение детей, и документы, связанные с федеральным законом о детской порнографии. Бренд удалил снимки с сайта и из социальных сетей, а также опубликовал извинения: «Мы искренне приносим свои извинения за оскорбление, которое могла нанести наша кампания. Наши сумки и плюшевые медведи не должны были демонстрироваться детьми».


Balenciaga все равно начали массово «отменять»Некоторые звезды публично сожгли брендовые вещи, удалили фотографии в одежде от Демны и запустили флешмоб с хэштегами, призывающими бойкотировать Balenciaga (#Cancelbalenciaga и #BoycottBalenciaga). В сети вспомнили также Александра Ванга, бывшего креативного директора, которого неоднократно обвиняли в сексуализированных домогательствах (в 2020 году Вангу предъявили официальные обвинения).
Бalenciaga — один из брендов, попавших в скандал в эпоху культуры «отмены» из-за слабости к андеграундному искусству, которое общество терпит, но только до определенного момента. Границы этики размыты, а понятие «перебор» трактуется широко, но дизайнеры продолжают провоцировать и иногда дорого расплачиваются за это. В случае Balenciaga дурная слава подогревает интерес к бренду, и после выхода нового «мемного» аксессуара все вновь обсуждают «ту странную вещь от Демны за тысячу долларов».
Тренд на тренде
За Balenciaga всегда ставятся зрелищные заявления. Вплоть до скандальных рекламных кампаний бренд 4 года подряд становился самым популярным в мире (или как минимум входил в тройку лидеров). Но даже после «коммерческого провала» Демна Гвасалия делает все, чтобы не понижать индекс цитируемости. Показы Balenciaga уже сопровождаются скучающими зевками и недовольными комментариями: мол, бренд исчерпал свои идеи и не может предложить миру моды что-то новое. Демна продолжает отрабатывать проверенные временем тренды: кожу, спортивные силуэты, отсылки к 90-м и постсоветскому пространству в целом. Что в 2022, что в 2025 году модели Balenciaga продолжают выходить на подиум в спортивных костюмах, а в социальных сетях это обсуждают.


Бренд удовлетворяет стремление своей аудитории быть непохожими, высмеивает понятие роскоши, превращая недорогие вещи в предметы люксового класса, использует контрасты и возводит «некрасивое» во главу угла (достаточно вспомнить коллаборацию Balenciaga с Crocs) — все это шокирует и побуждает к дискуссиям.