Алексей Столяров, путешественник и любитель экстрима, отправился в Якутию, чтобы узнать самим на опыте, насколько там действительно холодно и как живут люди. О своих впечатлениях он делится в своем блоге.

В прошлый раз я рассказал вам в целом о ЯкутииТекст повествует о жизни местных жителей этого региона и особенностях, которые присущи только этому удивительному месту на карте России. Одним из запоминающихся моментов стала «Дорога смерти» или «Дорога костей» — оба названия действительно жуткие, и сейчас вы поймете, почему.

«Дорога костей» между Якутском и Магаданом — самое удивительное и ужасное из того, что видел во всех своих путешествиях. Два тысячи километров грунтовой дороги через тайгу, болота и горы в совершенно безлюдных местах с суровым климатом.
Рассказывают о том, сколько жизней забрала эта дорога при строительстве и продолжает забирать до сих пор: от 250 тысяч до полумиллиона человек! Встречались памятники ГУЛАГу, погибшим на трассе водителям и разбитые автомобили, оставленные здесь из-за невозможности ремонта. Проехать по этой дороге – настоящее испытание для физических и моральных сил.

Строительство дороги осуществлялось заключенными Севвостлага и специалистами по найму. Работы велись в крайне сложных условиях: рубили лес, прорывали горные хребты и болота. Большая часть работ выполнялась вручную с помощью топоров, пил, лопат и кирок. Условия были нечеловеческие, что привело к большому числу смертей. Часть трассы проходила через Оймяконское нагорье, известное как «полюс холода».
Перед началом путешествия самое лучшее решение было выбор подходящего автомобиля, способного преодолеть сложную дорогу. У нас была Toyota Hilux Arctic Trucks с увеличенными колесами, на другом транспорте туда попасть было невозможно.

Дорога смерти считается самой опасной в России. Три-четыре машины за день – оживленное движение здесь, а населённые пункты разбросаны на более чем сто километров. В случае аварии помощь может просто не успеть прибыть. Зимой особенно опасно. Вдоль дороги можно увидеть сгоревшие автомобили – путешественники поджигали их, пытаясь спастись от холода после аварий.
Расскажу ещё о заправках, которые нас потрясли. Сетевых заправок с кафе и горячим кофе в Якутии, естественно, нет. Как в Советском Союзе: механические стрелки, дизель от 78 до 108 рублей, поэтому московские цены на самом деле не самые высокие.

На дороге встречается плохая видимость из-за грузовиков: при обгоне или попытке обогнать их большое количество дыма увеличивается из-за холода. Из-за этого не видно машину впереди и даже стоп-сигналов, что создаёт серьёзную опасность, поэтому лучше ехать медленнее. На некоторых высоких перевалах грузовики могут снести с дороги, а помощи, как говорилось ранее, ждать неоткуда.
Города пришли в запустение, непригодны для жизни. Развалины повсюду психологически подавляют и угнетают – ощущение будто случился апокалипсис, и ты один из немногих выживших. Люди покинули эти края, не выдержав суровых и диких условий.

Посёлок Оротукан раскинулся среди сопок, но река Оротукан изуродована разработками на протяжении многих километров. Безжизненное скопление породы портит красоту этих мест. Кадыкчан – Северный Чернобыль. Раньше здесь добывали каменный уголь, но на шахте произошёл взрыв. Всех выселили, закрыли за нерентабельностью, частный сектор с теплицами сожгли, чтобы люди не возвращались. У местных жителей осталась одна перспектива – либо замерзнуть в -60°, либо уехать куда глаза глядят. Очевидно, многие выбрали второй вариант. После всего увиденного нам захотелось как можно скорее приехать в Магадан, где есть хоть какая-то цивилизация.
В поселках, например Ягодном или Усть-Нере, учреждения функционируют не каждый день. Жителям просто некуда ходить. Усть-Нера расположена на трассе между Якутией и Магаданом. Поставки чаще всего осуществляются из Магадана. Продукты на трассе стоят дорого, во много раз дороже, чем в областном центре. Это объяснимо – продукты нужно как-то доставлять сюда.

Дорога Смерти — легендарная дорога с богатой историей. Рассказывают, что её построили на костях каторжников, но это миф. Многие заключённые погибли во время работы над дорогой, но их никогда не закапывали в полотно трассы. Регион Колымы богат полезными ископаемыми, поэтому хочется, чтобы Дорога Смерти стала хорошей федеральной трассой, ведь это единственная дорога, ведущая в Магадан.