В начале года Денис Горбылев самостоятельно преодолел Атлантический океан по маршруту Континент-Континент, Портимао (Португалия) — Куру (Французская Гвиана). За 66 дней 20 часов 40 минут спортсмен совершил переход как независимый гребец без поддержки. Денис поделился подробностями подготовки к событию и рассказами о рекордном переходе.

Getty Images

С 1928 года 14 человек преодолели маршрут «Континент-Континент» через Атлантический океан на веслах в одиночку. Три человека, включая автора, сделали это без технической поддержки: двое по маршруту Европа — Южная Америка, один — Европа — Северная Америка. Рекорд 96 дней без поддержки продержался почти 21 год — Штейн Хофф (Норвегия) прошел Португалия — Гвиана в 2002 году. Остальные попытки не были завершены полностью из-за захода на Канарские острова или Кабо-Верде для ремонта судов или пополнения запасов.

Про предыдущий опыт

У меня был опыт перехода через океан — подобные мероприятия без опыта осуществлять нельзя. Нужно понимать, что долго придется находиться в океане, в природной среде, непригодной для жизни человека из-за отсутствия пресной воды. В 2006 году я пересек Атлантику под парусом в команде Федора Конюхова. Это был мой первый трансатлантический переход. Именно тогда я впервые увидел океанскую гребную лодку: у меня есть фотография, на которой я стою с Федором и Оскаром Конюховыми возле лодки из фанеры на Антигуа. Я тогда подумал, что это сумасшествие идти на этом через океан! Но прошло 16 лет, и я в одиночку это сделал. Сейчас мне это не кажется сумасшествием, хотя под парусом идти комфортнее.

Денис Горбылев

В 2009 году вместе с Федором и командой я пересек Тихий океан из Окленда (Новая Зеландия) через мыс Горн на Фолклендские острова. Этот маршрут описан в книге Жюля Верна «15-летний капитан». Авторы книги допустили ошибку примерно в пять тысяч миль и оказались в Африке. В 2019 году я участвовал в международной команде, которая пыталась побить рекорд скорости на маршруте Португалия — Французская Гвиана. Мы вышли из Портимао и прибыли в Кайенну. У нас возникла проблема с выработкой энергии — сломалась солнечная батарея. Поэтому пришлось вручную производить воду аварийным опреснителем, который качал по капле — за 6 часов получалось всего 5 литров. Кроме того, нам пришлось навестить Кабо-Верде, чтобы купить 300 литров воды. Исходя из этого опыта и предыдущих ошибок я готовился к текущему переходу.

Денис Горбылев

Про подготовку к переходу

Главное при подготовке — постоянно заниматься спортом. Нужно быть в хорошей форме. Правда, повторить нагрузки океана на суше очень трудно. Там приходится грести по двенадцать часов и более в сутки. Некоторые тренируются на тренажере круглосуточно, но я этим не занимался. У меня был опыт перехода через океан, и я знал, какие нагрузки предстоят. Помимо этого, это больше история о ментальности и уверенности в себе.
Поэтому я делал стандартную программу: немного бега и много тенниса. Большой теннис особенно в жару даёт нагрузку продолжительное время и представляет собой оптимальный вариант быстрого набора физической формы в игровом формате.

В еде я себя не ограничиваю. У меня нет избыточного веса и большой мышечной массы. Крупные мышцы, по моему мнению, только мешают. При старте плавания возникает стресс, жизнь меняется кардинально, но главное — не терять вес. Лицам с большой мускулатурой приходится больше есть, чтобы поддерживать организм, который в таких условиях первым делом «сжирает» мышечный объем. По килограмму в день иногда люди теряют во время переходов. Резкое снижение веса сказывается на физическом состоянии и способности грести. Забегая вперед, скажу, что во время океанского перехода я похудел максимум на три килограмма.

Денис Горбылев

Я греб один, но за каждым одиночкой всегда работает команда. В моем случае это была международная группа: русский, голландец, ирландец и француз. Ральф занимался подготовкой и оснащением. Найл отвечал за метеосводки и навигацию. Клеман осуществлял IT-поддержку трекинга и наносил точки на карту по моему маршруту. Таким образом, в проекте были заняты четыре человека.

Про погодное окно

План предусматривал старт с 15 по 28 ноября 2022 года, как и каждый год примерно в это время. 22 числа мы прибыли в Портимау, выгрузили лодку. Всё было протестировано в Голландии, но у нас начались отказы систем: одна за другой они выходили из строя. Мы устраняли неполадки, и я пропустил погодное окно. Затем начались штормы, следующие из США в Европу. Обычно они идут чуть выше; для старта мне нужна была хорошая погода в районе Азорских островов — так называемый «Азорский антициклон». Но такой погоды фактически не было месяц. Мой период пребывания по визе заканчивался. Я пришел к пограничникам и объяснил ситуацию.

Денис Горбылев

Впервые мне пришлось так долго ждать – обычно всё решалось за неделю. На этот раз океан проверял меня, а я шел один вдоль берега и думал о причинах моего отказа. Однажды в декабре, думая об этом, я вошел в воду и получил ответ. Уверенность появилась в том, что к концу года обязательно откроется окно погоды. Не могу объяснить, но это был какой-то инсайт, я точно знал, что встречу новый год в океане.

Я принял решение улететь из Евросоюза в Марокко, потому что понимал, что, вернувшись домой, не смогу осуществить задуманное. В течение месяца я ждал улучшения погоды, постился (не ел мяса, только морепродукты) и следил за изменениями. В какой-то момент, гуляя по набережной, я почувствовал перемены: менялся запах, цвет воды и так далее. Навигатор сообщил о возможности благоприятных условий 26 декабря. 24 декабря вечером я был уже в Портимау. 25 декабря мы протестировали лодку, а 26-го я вышел в море. Решение было моим. Это серьёзный шаг: отвязать лодку и отправиться через океан. Когда идешь один, никто не может принять решение за тебя, не на кого переложить ответственность.

Про быт на лодке

На лодке главное — электроэнергия. Ее вырабатывают солнечные панели. Поэтому распоряжаться можно только тем, что удалось получить за день. Энергию тратят на работу опреснителя, автопилота и системы навигации. Например, в моем случае с начала путешествия с Канарских островов было мало солнца из-за облачности и плохой погоды. Потому я решил запастись водой и не использовать опреснитель. Это оказалось верным решением, потому что команда ребят, шедшая после меня, попала в эту облачность, разрядила все батареи и вынуждена была сделать остановку на Канарских островах для подзарядки.

Денис Горбылев

Строили лодку с расчётом на самостоятельное плавание без остановок и поддержки. Добавлен третий аккумулятор, установлен новый автопилот, потребляющий меньше энергии. Все решения направлены на снижение расхода электроэнергии. Нужно понимать: без неё переход превращается в выживание, как в 2019 году. Нет ни автопилота, ни воды. Значит, руление лодкой приходится вести вручную, в том числе ночью, а воду добывать с помощью ручной опреснителя, работающего по каплям. Он может выйти из строя. Вместо гребли и отдыха приходится тратить силы на получение воды.

У меня была газовая горелка, популярная среди альпинистов. Но я не люблю есть горячую пищу: можно обвариться, а любое повреждение кожи посреди океана опасно и может закончиться прерыванием перехода. Поэтому разбавлял еду холодной водой — невкусно, зато безопасно. Разогрев тоже занимает время. Что касается туалета, все просто: ведро для больших нужд, бутылка из-под молока для малых, привязанная к лодке.

Про сам переход

Плавание сопровождалось трудностями, но серьезными назвать было нельзя. Периодически случались сильные волны, которые замачивали лодку. На старте волна повредила клапан помпы, откачивающей воду — проснулся ночью, словно в ванне заснул. Включил фонарик и начал безуспешно искать отверстие, пока не понял, что случилось с «потопом».

Денис Горбылев

В третий день сильный ветер начал уносить меня обратно, поэтому пришлось использовать якорь-парашют. Пройдя Гибралтар, три дня дрейфовал против течения. При волнах по три с половиной метра каждые восемь секунд за борт выбрасывались длинные веревки для дополнительной стабилизации лодки. Скорость снижалась, но появилась возможность спокойно спать. Максимальные волны достигали пяти метров. Все время был мокрым.

Мне везло с электроэнергией. Практически везде светило солнце, а даже когда небо заволакивали облаками, например, при подходе к Южной Америке, где шли дожди, всегда случалось маленькое окошко в небе, света из которого хватало для зарядки батарей. Я старался грести по 12 часов в день. До Кабо-Верде — в основном днем, а ночью отдыхал. Когда стало жарко, всю работу по гребле переносил на ночные часы. Такой жары я нигде не встречал. Рыбу я не ловил, потому что еды у меня было достаточно, а также я не сторонник забирать у природы без особой нужды. Да и времени на это не было: ведь на ловлю и готовку требуется несколько часов. Но у меня были рыболовные снасти на случай непредвиденных обстоятельств.

Денис Горбылев

Питание было стандартным: 3-5 тысяч калорий в день. Во время таких переходов обычно питаются экспедиционной едой — по сути, дошираком. К рациону добавлял протеиновые батончики или изотоники. Также взял с собой сырокопченое окороко, куски которого развешивал на лодке и просушивал на солнце. Каждый день вел дневник, записывая в него несколько строк: кого видел, какие корабли встретил и так далее. Раз в день выходил на связь, получая прогноз погоды. Проверял почту, связывался с семьей, женой и детьми.

Мне больше нравится плавать в одиночку, чем в команде, так как не завишу от кого-либо и не нужно строить отношения. Люди разные, и много историй о том, как в четырёх человек кто-то с кем-то не разговаривает 50-60 дней. Есть и другие риски: полная ответственность на мне и необходимость уметь все делать самому: вязать узлы, грести, разбираться в электрике и навигации.

Про жителей океана

Много раз общался с дельфинами. Очень серьёзные ребята — настоящая цивилизация, пока ещё не вышедшая из воды. Постоянно приходили ко мне в гости. Сначала исследовали лодку с помощью эхолокации. Чаще всего ночью, что мешало спать. Однажды сказал им: «Парни, вы уже достали, хватить меня сканировать». Что-то покрякали и уплыли. Потом уже узнавали меня, подплывали к лодке, переворачивались кверху брюхом и приветствовали.

Unsplash

В течение длительного времени здоровую тропическую рыбу Махи-Махи или Корифена сопровождало меня. Каждое утро и вечер она серфила на волнах рядом с лодкой, выпрыгивала из воды, показывая свою красоту.

В один момент лодка покрылась водорослями, скорость упала. Я нырнул, чистил днище, а рыба подошла очень близко, практически на несколько сантиметров. Так мы познакомились, она сопровождала меня две тысячи миль. Подходя к берегу, она приняла решение уйти — выпрыгнула из воды перед моим лицом, помахала хвостом и исчезла. Больше я ее не видел. Она стала настоящим другом.

В путешествии меня удивила красота природы и ужасно наше отношение к ней. Даже пройдя по маршруту «трейдвиндс» (трёх из Колумба), где нет огромных пластиковых мусорных свалок, например, тех что в Тихом океане, одна брошенная пластиковая бутылка на фоне чистой воды выглядит очень грустно.

Про прибытие и планы

За день пройдено около 117 миль. Рядом с берегом из-за резкого перепада глубины, вызванного речными отложениями ила, образуется сильная прибойная волна. Ночью у островов Иль-дю-Салю, где раньше располагалась знаменитая каторга, волна перевернула лодку. Меня выбросило за борт и накрыло лодкой. Несколько весел сломалось. Я решил откачать воду и направиться к берегу. К утру подошёл к берегу, противоположному детскому яхт-клубу. Но пришлось ждать прилива, чтобы завершить переход — коснуться земли лодкой.

Pixabay

Вытащив лодку на берег, его встретили жандармы. Командир жандармов воспитывает ребенка в этом клубе. Проверив документы, жандарм обнаружил отсутствие визы у прибывшего. Позже мне оказали существенную помощь, взяв на себя ответственность за мой приход. Двух гребцов с опытом переходов пригласили приветствовать меня. Мы отправились в бар, где предложили выпить баночку пива — это традиция. Затем отвезли в госпиталь для обследования небольших повреждений после опрокидывания лодки. Там мне бесплатно провели полное обследование и обработали все ссадины.

Я буду устанавливать несколько рекордов. 117 миль — наибольшее расстояние, которое кто-либо преодолевал в одиночку за сутки. Также заявлен рекорд самого быстрого соло перехода через океан (66 дней) без поддержки по программе «Континент-Континент» (Европа-Южная Америка), который мы внесли в Книгу рекордов Гиннеса. Что будет дальше, неизвестно. В прошлый раз регистрация с европейской командой заняла год.

Следующий этап я планирую совершить по маршруту Перу — Австралия (или Чили — Австралия), то есть перейдя через Тихий океан в одиночку.