В 1959 году норвежская компания Glassvatt, специализирующаяся на теплоизоляции помещений, перевезла из арктического городка Му-и-Рана грузовиком трехтонную глыбу льда в африканский Либревиль, расположенный у экватора.

Как родилась идея?
Самое любопытное, что фирма никогда бы не осмелилась на такой дерзкий рекламный шаг самостоятельно – задумка была неординарной. Но им посоветовали. Предложение внесли представители радиостанции «Радио Люксембург». Предлагалось выплачивать сто тысяч франков за каждый килограмм льда, доставленного с Полярного круга до экватора.
Для перевозки льда участникам запрещалось использовать холодильники, а учитывая направление — Африку, задача показалась нереалистичной. В реалии же выполнить задумку удалось благодаря знаниям и умениям компании. Glassvatt, которая занималась теплоизоляцией.
Как добывали и «упаковывали» столько льда?
Лед добыли в Свартисене, группе из двух ледников в северной Норвегии. Из огромного массива льда бензопилой вырезали несколько кубов. Транспортировали их вертолетом до Му-и-Раны и сложили на платформе грузовика, сформировав единую глыбу весом 3050 кг.

Тщательно укрыв глыбу листами стекловаты, ее накрыли огромным железным ящиком, выстланным деревом изнутри. Между ящиком и «укутанным» льдом оставили зазор шириной около двадцати сантиметров, который также заполнили дополнительным слоем изоляционного материала.

Кто отправился в поездку?
В экспедицию отправились пять человек: три водителя, менявшие друг друга каждые сутки в течение всего пути длиной 27 дней, два фотографа и руководитель мастерской. Glassvatt.
Благодаря стараниям двух фотографов компания получила большое количество видео- и фотоматериалов после поездки, которые получили большой интерес в СМИ.

Как пролегал маршрут?
Европа
22 февраля 1959 года в девять утра экспедиция выехала из Мо-и-Рана в Осло, столицу Норвегии. Затем группа проехала через Швецию, Данию, Германию, Голландию, Бельгию и Францию. В Марселе группа пересела на паром, который перевез лед на африканский континент – в Алжир.

Африка
3 марта команда продолжила путешествие по Африке. Наибольшими трудностями стало прохождение пустыни Сахара.
Жар была невыносимой (температура достигала 50 градусов), команда беспокоилась за ценный груз. Но всё прошло удачно, экспедиция сделала несколько остановок после пересечения пустыни, прежде чем въехать в Либревиль. Группа прибыла туда 21 марта.

Какими были итоги экспедиции?
Победители
За путешествием команды Glassvatt следил за большинством стран мира. В каждом городе члены экспедиции встречались как герои. Их награждали цветами, приглашали на обеды. Журналисты также обращали внимание на группу. Именно это и было целью гениального плана норвежской фирмы, которая превратила гуманитарное путешествие в беспрецедентную рекламную кампанию.
Стекловата, рекламируемая норвежцами в течение 28 дней, выдержала испытание. В Либревиль ледяная масса прибыла с потерей всего 336 килограммов веса. Даже в пустыне при температуре 50 градусов глыба теряла только 15 литров талой воды ежедневно.
Компания Glassvatt, основанная в 1935 году, процветает до сих пор, во многом благодаря гениальной рекламной кампании 1959 года. Сейчас компания называется Выручка главы АС приближается к 150 миллионам евро в год.

Больше пиара!
Норвежцы привлекал внимание общественности к своему путешествию всеми доступными им способами.
Компания провела конкурс: нужно было угадать количество льда, которое потеряет экспедиция в пути до Либревиля. В нём приняли участие 22 тысячи человек. Ближайшим к ответу оказался молодой школьник, получивший в награду путешествие в Париж всей семьёй.
По утверждениям участников экспедиции, немного льда тоже вернулось домой. Названными в крошку кусочками его подавали в бокалах с коктейлями журналистам во время презентации мини-фильма, снятого на месте.