В 2022 году доступны морские круизы под парусом, регаты на водохранилищах и озерах страны, обучение шкиперам и покупка яхт. Пятикратный чемпион России по парусному спорту Александр Зыбин рассказал MH о море подробностей.

Star Class

В этом году отмечается 111-летие самому почитаемому классу спортивных яхт — «Звездочному» (или «стар-классу»), появившемуся в Америке в 1911 году. Существует фотография начала XX века: на ней стоит Ford Т, а рядом на прицепе, изготовленном из телеги, размещена такая яхта.

В то время действовал сухой закон, разборки гангстеров, а спортсмены соревновались на «звездниках» как сегодня. Этот класс быстро стал популярным в нашей стране из-за звезды на эмблеме. Чемпион мира имеет право поместить золотую звезду на яхту, чемпион Европы — серебряную, чемпиона другого континента — синюю. Остальные спортсмены участвуют под красной звездой. Советские яхтсмены четыре раза побеждали в чемпионате Европы и дважды — на Олимпиаде в этом классе.

Александр Зыбин. Картина из личного архива автора.

Последняя, добывшая нашей стране олимпийское золото яхта, есть у меня в коллекции. Это самая престижная лодка в России. Сейчас занимаюсь её восстановлением.

Любители парусного спорта мгновенно узнают, какую знаменитую яхту видят перед собой. Таких лодок, одержавших победу на Олимпиаде, было всего двадцать (с 2012 года «стар-класс» не входит в олимпийскую программу). У меня связаны самые яркие детские воспоминания именно с этой яхтой: мой отец (чемпион Европы 1984 года) впервые взял меня в море под парусом — это было в начале девяностых в Севастополе. Именно тогда у меня проснулся интерес к яхтному спорту. Кстати, обычную подержанную яхту «стар-класса» сегодня можно купить в России за 300–600 тысяч рублей (по ценам 2021 года).

Парусный спорт считался спортом королей: до 90-х годов в разных соревнованиях принимали участие представители семи королевских династий (в основном в классах «Звездный» и «Дракон»). Хорошими яхтсменами были испанский король, датский король, греческий король, норвежский король и князь Монако. Джон Кеннеди также занимался парусным спортом на яхте «стар-класса».

Яхтенный спорт включает кругосветные парусные гонки, проводимые каждые четыре года (Volvo Ocean Race, Vendee Globe). Также существуют кубковые гонки, среди которых самая престижная — Кубок Америки, который проходит раз в четыре года. Наконец, есть гонки на короткую олимпийскую дистанцию (два круга по 1,5–3 км). В олимпийскую программу входят четыре мужские и четыре женские гонки разных классов, включая виндсерфинг, а также одна смешанная гонка.

Россия обычно занимает 7–10 места в олимпийском яхтенном рейтинге. Лидерами в яхтенном мире считаются Германия, Англия, США, Австралия и Новая Зеландия. Именно у этих стран больше всего олимпийских медалей, однако последнее время быстро набирает позиции Китай. На отбор к чемпионату мира у него собирается до двухсот лодок — такой конкуренции нет нигде.

В СССР была очень сильная сборная. Тренировались в ГДР, на Кубе, но лучшее место для подготовки — Севастополь. Там есть и океанская волна, и морская, и бриз, и прибои, как на речке — уникальное сочетание условий. Все олимпийские чемпионы вышли из этого города.

В парусном спорте можно начинать с 6–7 лет, к 17 годам человек может стать профессионалом. Я занялся виндсерфингом в три года, затем освоил яхты. В семнадцать лет стал мастером спорта, а в девятнадцати — выиграл Кубок мира 2006 года и получил звание мастера спорта международного класса. С 2000 по 2008 год был в олимпийской сборной, но перед Играми в Пекине во время тренировки на виндсерфинге сломал бедро и завершил карьеру. Виндсерфинг — самый физически сложный из парусных видов. Я поддерживаю форму, занимаясь триатлоном (участвую в Ironstar) и бегая марафоны. Благодаря триатлону выносливость у меня возросла на два-три раза. Но, по сути, заниматься яхтенным спортом несложно. Главное — уверенность, спокойствие и мотивация.

Друг мой в экипаже с победой завоевал призовые места Кубка России после двухнедельных тренировок. Чувствовал себя потрясенно. В российской Ассоциации насчитывается 120 классов лодок. В каждом классе минимум 50 человек. Есть и экстремальные классы со скоростью 20–25 узлов, куда приходит много молодёжи, и более спокойные — для старшего поколения.

На соревнованиях пятьдесяти сильнейших яхтсменов мира, проводимых ежегодно на Багамах, где я тоже был, присутствовал олимпийский чемпион 1964 года. После гонки мы праздновали его столетний юбилей.

Яхтенный мир разделён на «дистрикты» — районы с руководителями, командорами. Я являюсь командором Москвы. Существует проект перехода парусного мира к системе Лиги чемпионов с этапами в разных городах. У России, скорее всего Санкт-Петербурга, есть хорошие шансы принимать такие соревнования. По итогам будет проходить ежегодный финал.

В России примерно 10 тысяч человек занимаются различными видами парусного спорта. Только в Москве за сезон курсы обучения шкиперов посещают 4-5 тысяч человек (пять лет назад их число было в десять раз меньше).

В Крыму активно развивается яхтенная инфраструктура с возведением множества марин. Лицензию, являющуюся правом Федерации парусного спорта России, можно получить после двух недель теоретического и практического обучения. Школы по обучению парусным навыкам работают в Сочи, Крыму, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Калиниграде, Саратове, Казани, Тольятти, Таганроге и на разных озерах, включая Байкал. Самый большой выбор яхт представлен на Черном море (в первую очередь в Крыму, во вторую — в Сочи) и на Финском заливе. Путешествие по Черноморскому побережью с посещением Геленджика, Новороссийска, Анапы, Керчи, Феодосии, Ялты, Балаклавы, Севастополя, Евпатории и Мирного может занять 10–14 дней на воде.

Ходить по воде

  • спортивная парусная яхта 6–7 м, <4 чел., 5–7 тыс. руб/час;
  • круизная яхта 10–12 м, <8 чел., 7–10 тыс. руб/час;
  • большие яхты 23–30 м, <12 чел., 15 тыс. руб/час;
  • катер 10–12 м, <7 чел., 7–15 тыс. руб/час;
  • катер 18 м, <10 чел., 30–35 тыс. руб/час;
  • катер 20 м, <12 чел., 60 тыс. руб/час;
  • элитная яхта 18–50 м, <50 чел., 800 тыс. руб/сутки.

Александр Зыбин делится своими предпочтениями в плане яхт и демонстрирует правила управления арсеналом корабля.