В сериале «Преступление и наказание» на Кинопоиске Борис Хвошнянский сыграл яркого и одновременно темного персонажа по имени Тень.

Фото: Алексей Сулима

Экранизация «Преступления и наказания» — дело сложное. Перенос действия романа во времена современности и добавление новых героев — решение ещё дерзкое, если не сказать вызывающее.

Создатели сериала воплотили это в жизнь. Однако Тень появилась не из ничего. Герой Хвошнянского — черт, с которым беседовал Иван Карамазов в другом произведении Достоевского, и внешность которого автор словно писал с Бориса: «Господин или, лучше сказать, известного сорта русский джентльмен, лет уже не молодых, «qui faisait la cinquantaine», как говорят французы, с не очень сильною проседью в темных, довольно длинных и густых еще волосах и в стриженой бородке клином». «Я сатана, и ничто человеческое мне не чуждо», — говорил он Ивану. Но насколько не чужд этот темный образ вселенной Родиона Раскольникова?

Какова была необходимость появления Тени в сериале?

В каждом из нас живут как защитник, так и обвинитель.

Зачем не показать эту сторону Раскольникова, ведь в произведениях Достоевского мистическое переплетается с психологическим? тьма — отражение Родиона, его провокатор, соблазнитель. Тьма — та сторона, куда свет не проникает.

Фото: Алексей Сулима

В этом слове, подобно слову «черт», четыре буквы. Не случайно тень выражается словами черта, явившегося Ивану Карамазову. Такой заимствованный внутренний голос мне кажется вполне подходящим для нашего киноязыка.

Тень по Юнгу представляет собой скрытые стороны личности каждого человека. С какими своими скрытыми сторонами личности вы работаете?

Главные мои недостатки — лень и прокрастинация. Проблемы проявляются во многих аспектах жизни: как в чем-то свежем и мгновенно пришедшем в голову, так и в давно запланированных делах. Я постоянно задаю себе вопрос: а не родился ли я таким уже пожилым человеком, который предпочитает проводить время в шезлонге с книгой в одной руке и бурбоном в другой, наслаждаясь морским видом с утра до вечера и создавая приятные миры в своем воображении?

Фото: Алексей Сулима

Я преодолеваю инертность, осознавая её неэффективность. Пора совершенствоваться и в делах милосердия.

Как вы сами определяете свою сущность – как существо, которое боится, или имеющее право на что-либо?

Я сейчас осторожный человек, наблюдающий за окружающими и собственным отражением в них. Раньше, в молодости, действовал хамовато, провокационно, не считаясь с последствиями. Не то чтобы делал что-то плохое, неприемлемое, но людей проверял на прочность.

Иногда так проходило, и я приобретал таким образом авторитет, вес в собственных глазах. Иногда же это носило наказанный характер. Но ни какому внешнему суду, ни порицанию плоды не приносят: только настоящее осознание заставляет изменить мировоззрение.

Самопроверка — испытание возможностей. Где вы видите подлинную силу человека?

Я уважаю искренность и умение оставаться собой. Заявлять о силе правды или глубины убеждений бесполезно: правда субъективна, каждый воспринимает её по-своему, а убеждения могут оказаться нестоячими из-за новых знаний или событий.

Фото: Алексей Сулима

Как применять свою силу так, чтобы она не причиняла вреда слабому?

Не забывай, что ты когда-то сам был слабым и страдал от боли и горечи, когда тебя несправедливо упускали из виду или же награждали пренебрежительным невниманием там, где хотелось показать свои лучшие качества.

Недостаток силы у великих часто становится определяющим фактором. Азартные игры, в которых был увлечен Достоевский, приводили к его разрушению, но также и стимулировали работу ради погашения долгов.

Каждая слабость — личное дело человека.
Если она нравится, продолжайте пользоваться ей. Если нет, исключите. Когда слабость становится проблемой для других, изолируйтесь, если справиться с ней не получается.

Живя одиноко, свободно распоряжайся своим пространством, но в общественных ситуациях проявляй осторожность и не обрушивай свои недостатки и болезни на других.

Фото: Алексей Сулима

В романе «Преступление и наказание» много героев, переживающих различные кризисы. С какими кризисами приходилось сталкиваться вам лично, и что вы об этом думаете?

Кризис — неизбежный этап. Как и любая временная трудность, ему свойственно проходить сам по себе. Кому-то удается преодолеть его самостоятельно, а кому-то необходима помощь в виде наставника или поддержки специалиста.

Кризис появляется, когда изменяются ситуации, а человек не подготовлен к трансформации.

В таких ситуациях стоит помнить, что ты появился на свет со своими сильными и слабыми сторонами не только благодаря родителям: вероятно, над твоей жизнью работает высшая сила. Понимание этого меняет отношение к кризисам и другим жизненным потрясениям. Кризис сам по себе — это следующая дверь, которую нужно открыть.

Действия других могут свалить вас с коня. Легко ли вам прощать?

Придерживаясь принципа презумпции невиновности, я склонна к прощению и не верю, что у человека всегда есть мотив совершить определенные поступки. Моя рана останется со мной, но понимание другой точки зрения может её смягчить. Дальше — детали и психоанализ.

Фото: Алексей Сулима

Вспомните момент первого прочтения романа «Преступление и наказание».

Как и другие ученики школы, я был нигилистическим подростком, возможно даже ещё больше. Всё, что предлагала школьная программа, отвергалось. И позже то, что следовало изучить и внедрять в сознательную жизнь, также проходило мимо меня.

Вспоминаю и спрашиваю себя: «Где же тогда были мои глаза и уши? Чем я мог быть так озабочен?» Но всё имеет своё время.

Фото: Алексей Сулима

Достоевского я понимаю не всегда, но идея о том, что нельзя строить счастье другим людям — близка мне полностью.

Хорошо, что проект состоялся. Как сериал «Преступление и наказание» вошел в вашу жизнь?

Во время театральной репетиции коллега упомянула, что Владимир Мирзоев планирует снимать «Преступление и наказание» с ролью Черт. Проект либо стартует в ближайшем будущем, либо пока заморожен из-за пандемии.

Сразу же начал искать людей, с которыми можно было бы связаться с Мирзоевым и убедить его в том, что Чертом быть мог только я. У меня не было возможности до него добраться. Впрочем, я не люблю подобные просьбы.

Фото: Алексей Сулима

Внезапно фортуна улыбнулась мне: через некоторое время позвали на пробы, а затем утвердили, несмотря на то, что в образе Черта я считаю себя тогда излишне вычурным и гротескным, почти карикатурным.

К счастью, во время работы Мирзоев сумел вся эта концепция, оформить её, отредактировать, сделать убедительной и разместить в рамках того пространства, где нужен мой герой.

Фотография — работы Алексея Сулимы, производство — Ольги Сабельниковой, стиль — Александра Челюбеева, макияж — Ольги Поповой.