В период летних месяцев количество заказов на железнодорожные командировки увеличилось в два раза.
Unsplash
В течение лета 2025 года российский рынок бизнес-туризма претерпел ощутимые структурные преобразования.
Как пишет издание Forbes со ссылкой на отчет сервиса «OneTwoTrip для бизнеса», компании стали значительно чаще отправлять сотрудников в командировки на поездах и автобусах, доля внутренних поездок продолжила расти, а в рейтинге зарубежных направлений сменился лидер.
По информации о бронированиях, охватывающих период с июня по август 2025 года, лидирующей страной стал Китай.
Как путешествовать с минимумом вещей: выбираем удобную ручную кладь
Мужчина из России оставил на улице чемодан, содержащий 15 миллионов рублей, из-за спешки на командировку
Значительное увеличение спроса на железнодорожные и автобусные перевозки для деловых поездок стало определяющей тенденцией. Запросы на командировки поездом увеличились в полтора раза по сравнению с показателями того же периода 2024 года, а на автобусные перевозки — в два раза. По словам руководителя сервиса Степана Мастрюкова, подобная тенденция может быть обусловлена регулярно возникающими трудностями в работе аэропортов и авиакомпаний.
Хотя и так, авиаперелеты остаются приоритетным способом передвижения для деловых поездок, на них приходится 53% всех оформленных заказов. Железнодорожный транспорт занял 42%, а автобусный — 5%.
Большая часть командировок всё ещё осуществлялась на территории России. Доля внутренних деловых поездок составила 87,6%, что на 1,1% больше, чем в прошлом году. В среднем, поездка по стране обошлась в 39 500 рублей, что лишь немного выше прошлогодних 38 900 рублей.
При этом средняя продолжительность командировки немного сократилась, составив 2,6 дня вместо 2,9 дня летом 2024 года. Средняя стоимость авиабилета на внутренних рейсах выросла с 18 500 до 18 900 рублей. Для проживания сотрудники чаще всего выбирали отели категорий «три звезды» (33,4% заказов) и «четыре звезды» (29,6%).
Географическое распределение командировок внутри страны демонстрирует относительную предсказуемость. Москва по-прежнему лидирует, на ее долю приходится 24,4% от общего числа заказов. За ней, с заметным отставанием, следует Санкт-Петербург, обеспечивший 10,9% от всех заказов. Кроме того, в первую десятку включены:
- Екатеринбург (3,3%)
- Сочи (2,5%)
- Казань (2,4%)
- Новосибирск (2,1%)
- Нижний Новгород (1,9%)
- Самара (1,6%)
- Красноярск (1,5%)
- Иркутск (1,4%)
Несмотря на устойчивость внутреннего рынка, в сфере зарубежных деловых поездок зафиксированы более ощутимые изменения. Стоимость выезда за границу осталась примерно на прежнем уровне – 114 600 рублей. При этом ее продолжительность значительно увеличилась: с 4,9 дня в прошлом году до 6 дней в нынешнем летнем сезоне.
Заметили, что средний ценник на авиаперелеты по международным рейсам уменьшился с 50 600 до 48 400 рублей. Для поездок за границу компании отдавались более комфортное размещение: согласно результатам исследования, 38% работников выбирали отели категории «четыре звезды», а 32,8% — отели уровня «пять звезд.
Ключевым изменением оказалось перераспределение мест в рейтинге наиболее посещаемых стран. Лидирующую позицию занял Китай, доля которого в общем объеме зарубежных командировок составила 17,5%, увеличившись на 15%.
Ранее лидировавшая Турция переместилась на второе место, занимая долю в 12,2%, что свидетельствует о снижении спроса на 20% по сравнению с прошлым годом. Казахстан занял третье место, получив 9% туристических поездок, однако и его популярность уменьшилась на 10%. В десятку лидеров также вошли:
- Белоруссия (8,5%)
- Узбекистан (6,3%)
- ОАЭ (3,6%)
- Армения (3,1%)
- Таиланд (3,1%)
- Киргизия (3,0%)
- Италия (2,9%)
Некоторые направления продемонстрировали резкий скачок интереса: количество деловых поездок в Таиланд увеличилось в пять раз, в Узбекистан – в два раза, а в Италию – на 70%. Данные компании «Аэроклуб» также подтверждают растущую популярность Узбекистана, поскольку в июле 2025 года страна впервые вошла в тройку самых востребованных направлений для командировок из России, что во многом обусловлено увеличением числа поездок специалистов из IT и телекоммуникационных компаний на 68%.
