6 научных способов развить креативность
Freepik

Оказывается, правое полушарие мозга не в полной мере отвечает за креативность. Три сети мозга — вот ответ современных ученых на вопрос о креативности. Рассмотрим это и другие исследования о творческом начале.

Кто такой творческий человек

Когда вы представляете творца, какой образ приходит на ум? Может, одноухий художник, безумно швыряющий краску на холст? Или поэт, пишущий в ночи стихотворения при свете единственной лампочки? Но «творческий ум» присущ не только тем, кто занимается искусством. Такой тип мышления полезен в бытовых ситуациях и других сферах деятельности. Креативное мышление помогает людям решать сложные научные проблемы или разрабатывать новые технологии.

Творческое полушарие мозга существует?

Всем известно утверждение, что левое полушарие отвечает за аналитику и логику, а правое — за эмоции и креативность. Однако недавние исследования в области неврологии показали, что это слишком упрощенное представление о связи мозга и творчества. Ученые пришли к выводу, что в творческой деятельности обе части мозга должны работать согласованно, создавая множество связей и посылая бесчисленные сигналы.

В исследовании, опубликованном в журнале The Arts in Psychotherapy, ученые изучили центр удовольствия мозга, когда люди занимались искусством. Было обнаружено, что эти действия вызвали увеличение притока крови к этой части.

В исследовании, опубликованном в журнале The Arts in Psychotherapy, ученые изучили центр удовольствия мозга, когда люди занимались искусством. Было обнаружено, что эти действия вызвали увеличение притока крови к этой части.

Какая часть мозга отвечает за творческую деятельность

Ученые обнаружили, что креативность не сосредоточена в одной области мозга. Скорее, это результат синхронной работы между тремя сетями, которые обычно не работают вместе. Для исследования группа когнитивных нейробиологов из Университета Пенсильвании (США) провели сканирование с помощью фМРТ (функциональной магнитно-резонансной томографии). Во время этого 163 участника выполняли задания, которые требовали творческого решения.

Им выдавали обычные предметы и предлагали придумать их нестандартное и полезное применение. Например, среди них была скрепка. Скрепление бумаги — не креативный и скучный ответ, а вот использование в качестве иголки — творческий. Среднестатистический человек может придумать от 10 до 20 уникальных и новаторских вариантов использования. Те, кто считается творческими гениями, могут представить себе более 200 применений.

Анализ активности мозга этих 163 пациентов показал, что высокотворческое мышление коррелировало с повышенной активностью в трех сетях мозга. Вот они:

  1. DMN: Default mode network. Является неотъемлемой частью творческой деятельности, например мозговых штурмов и способностью мечтать. Также сеть отвечает за способность понимать, что может чувствовать другой человек.

  2. SN: Salience Network. Отвечает за мониторинг внутреннего потока сознания, а также внешних раздражителей и событий. Эта сеть принимает решение о том, какая информация, внутренняя или внешняя, лучше всего подходит для решения поставленной задачи. Например, эта сеть отвечает за выбор того, на какие ощущения мы должны обратить внимание, а какие проигнорировать.

  3. CEN: Central Executive Network. Отвечает за целевое внимание и концентрацию. Эта сеть включает связь между латеральными (внешними) областями префронтальной коры — областью мозга, отвечающей за принятие решений и сложное поведение. И областями в задней части теменной доли, которые объединяют пространственную сенсорную информацию: осязание и навигацию.

Творческое мышление опирается не на одну из этих сетей, а на постоянное переключение связей между ними. Так, SN отвечает за выбор лучшей сети для обработки идей в данный момент и за переключение на другую сеть, когда это необходимо. А взаимодействие DMN и CEN выдают творческую мысль в качестве конечного продукта.

Связи между тремя сетями и скорость, с которой они взаимодействуют, показывают, насколько творческим может быть человек. Люди с большим количеством связей склонны мыслить нестандартно. В исследовании нейробиологам удалось спрогнозировать способности человека генерировать новые идеи через сравнение функциональной связи их мозга с данными фМРТ.

Один из способов, которым психологи измеряют творческое мышление — предложение подумать о необычном использовании обычных предметов, таких как чашка или картонная коробка. Ответы можно анализировать по разным параметрам, таким как общее количество идей и оригинальность.

Один из способов, которым психологи измеряют творческое мышление — предложение подумать о необычном использовании обычных предметов, таких как чашка или картонная коробка. Ответы можно анализировать по разным параметрам, таким как общее количество идей и оригинальность.

Критерии креативности по Гилфорду

Психолога Джона Гилфорда называют отцом современных исследований креативности. Он оказал большое влияние на психологию творчества. В 1950-е годы ученый сформулировал три критерия креативности:

  • Оригинальность — способность отойти от стереотипов;
  • Гибкость — быстрое образование ассоциаций между понятиями;
  • Беглость — легкость в генерации идей.

Тесты на креативность Элиса Торренса разработаны на основе теории Гилфорда в 1960-х годах. Вы можете пройти один из них по ссылке.

Как творчество влияет на мозг человека

В среднем у человека возникает около 60 000 мыслей в день. Творческие занятия помогают сосредоточить ум, их даже сравнивают с медитацией из-за успокаивающего воздействия на мозг и тело. Дело в том, что состояние творческого потока меняет работу мозга. Ритмы головного мозга замедляются, и оригинальные мысли лучше формируются.

Кроме того, префронтальная кора временно «замолкает», это снижает критичность и далет нас более смелыми. Наконец, в состоянии потока мозг высвобождает большое количество эндорфинов, серотонина и дофамина. Это химические вещества, вызывающие удовольствие и удовлетворение, которые влияют на творчество и хорошее настроение.

Также творческие занятия помогают пациентам с деменцией. Исследования показывают, что творческая вовлеченность не только купирует депрессивные состояния, но также может помочь людям с деменцией вернуть свою личность.

Занятия рисованием помогают повысить когнитивные способности на 17%. В том числе по этой причине в школах есть обязательный предмет — изобразительное искусство.

Занятия рисованием помогают повысить когнитивные способности на 17%. В том числе по этой причине в школах есть обязательный предмет — изобразительное искусство.

Можно ли развить творческие способности, если не дано от рождения

Несколько исследований подтверждают идею о том, что творческое мышление передается генетически. Также в журнале Scientific American приводят аргументы того, что у творческих людей в мозге больше серого вещества и более высокий уровень серотонина. То есть, креативность заложена природой?

Но на каждое исследование связи мозга с творчеством приходится еще одно, посвященное связи психологии, а не только физиологии. Исследования с участием детей показывают, что просмотр фэнтези-фильмов, игры, правила которых выдумываются на ходу, наблюдение за творческим проявлением других людей побуждают ребенка к развитию аналитического мышления и творчеству.

Адам Грин, президент Общества нейронауки творчества, регулярно проводит исследования о природе креативности. Он обнаружил, что транскраниальная стимуляция постоянным током (tDCS) фронтополярной коры повышает способность создавать творческие аналогии из набора слов. Но ученый подтверждает, что есть более доступные методы развития творческого начала. О них — ниже.

Как оказалось, сети мозга, связанные с творчеством, работают лучше, когда мы одни. Именно тогда мы можем заняться тем, что нейробиологи называют «конструктивным внутренним размышлением» — психическим состоянием, имеющим решающее значение для генерации идей и творчества.

Как оказалось, сети мозга, связанные с творчеством, работают лучше, когда мы одни. Именно тогда мы можем заняться тем, что нейробиологи называют «конструктивным внутренним размышлением» — психическим состоянием, имеющим решающее значение для генерации идей и творчества.

Как развить творческие способности: 6 научных способов

Развитие творческих способностей не обязательно должно происходить в детстве. Исследования показывают, что привычка записывать идеи и изучение нового способствуют развитию креативности. Ее нельзя развить за одну ночь, но оригинальные идеи можно культивировать с помощью стимулирующих инновации привычек и упорного труда.

Избегайте стереотипов

Чаще всего мозг подсказывает нам наиболее простое решение. Но бросая вызов стереотипам, вы заставляете его работать усерднее и креативнее.
Исследователи из Университета Джона Хопкинса обнаружили , что «воздействие разнообразия опыта может способствовать развитию более сложных форм мышления, включая способность мыслить критически».

Решайте анаграммы и необычные загадки

По данным Harvard Business Review участие в мозговых штурмах или решение головоломок укрепляет сетевые связи мозга, участвующие в творческом мышлении. Пробуйте не применять для их решения привычные логичные алгоритмы.

Не пренебрегайте внезапными мыслями

Обязательно записывайте свои идеи, даже если они кажутся вам глупыми. Вы можете обратиться к ним позже и посмотреть на них под новым углом.

Играйте в ассоциации

Выберите объект или явление и придумайте как можно больше ассоциаций к нему. Можно даже зарисовывать свои идеи. У вас наверняка получится что-то фантазийное и уникальное.

Придумывайте новое применение старым вещам и идеям

«Новые идеи рождаются из взаимосвязей между старыми идеями», — говорит Роберт Эпштейн, старший психолог Американского института поведенческих исследований и технологий. Также многие исследования показывают, что более тесное знакомство с малоизвестными темами помогает генерировать новые идеи.

К тому же, способность вспоминать и преобразовывать прошлый опыт поможет вам стать более творческим. Подумайте о том, чтобы делать заметки или вести дневник. Фиксация мыслей и идей поможет вам удержать воспоминания.

Больше гуляйте

Доказано, что прогулки на природе делают нас более творческими. Глядя на деревья вместо гаджетов, мы уменьшаем тревогу, снижаем частоту сердечных сокращений, успокаиваемся и позволяем нашему мозгу легче устанавливать связи. Не обязательно ехать загород. Получасовая прогулка по парку или скверу тоже сработает. Согласно Британскому журналу спортивной медицины, расслабленное состояние пробуждает осознанность и питает воображение. Нам становится легче связать понятия, мысли и образы, чтобы сформировать новые идеи.

В то время как некоторые вещи могут способствовать творческому самовыражению, другие могут его снижать. Ученые уже давно поняли, что стресс и загруженность, недостаток сна и перфекционизм препятствуют развитию креативности.

В то время как некоторые вещи могут способствовать творческому самовыражению, другие могут его снижать. Ученые уже давно поняли, что стресс и загруженность, недостаток сна и перфекционизм препятствуют развитию креативности.

Люди, изучающие феномен творчества, их методы и выводы

Анна Абрахам, нейробиолог и автор книги «Нейронаука творчества» рассказала журналу Scientific American, что большинство экспертов сходятся во мнении о двух центральных компонентах творчества:

«Прежде всего, это понятие отражает нашу способность генерировать оригинальные, необычные или новые идеи. Второй элемент заключается в том, что эти идеи также должны удовлетворять, быть уместны или соответствовать рассматриваемому контексту».

Исследование, опубликованное в журнале Creativity Research Journal, дополняет картину. Профессор Четан Валия из Брэдфордского университета выяснил, что большинство определений креативности пересекаются по четырем, а не по двум компонентам:

  • Креативность — ключевая способность человека.
  • Творчество предполагает преднамеренную деятельность или процесс.
  • Это происходит в определенной среде.
  • Творчество влечет за собой создание материального или нематериального продукта, который является оригинальным и нетрадиционным, а также ценным и полезным.

Некоторые люди предполагают, что существует связь между творчеством и психическимм заболеваниями. Лучше всего эту связь можно описать как «гипотеза безумного творчества» или «гипотеза безумного гения». Хотя нам действительно легко вспомнить творцов, которые, возможно, страдали психическими заболеваниями. Среди них художник Винсент Ван Гог, поэтесса Сильвия Плат, писатель Лев Толстой и другие. Поэтому биполярное расстройство, шизофрения, депрессия и алкоголизм были изучены на предмет их потенциальной связи с творчеством. Полученные данные говорят о том, что высокотворческие люди не обязательно психически больны, но часто могут думать так же, как люди с психическими заболеваниями.

Нэнси Андреасен, ведущий специалист в области нейронауки творчества, работающая с одними из самых умных и творческих людей сделала свой вывод о связи психических отклонений и креативности. Она предположила, что многие творцы с диагностированными психическими заболеваниями не были творческимипсихического заболевания, но были творческими, психическое заболевание мешало им жить.


Источник