
Возможно, не все помнят, но в 90-х годах один бренд доминировал на международной футбольной арене больше, чем какой-либо другой: Umbro. В это лихое десятилетие английский бренд являлся техническим партнером сразу нескольких важных команд: в Италии «Интер», «Наполи», «Лацио», «Парма»; в Голландии «Аякс», а также клубов Премьер-лиги, включая два манчестерских клуба, «Челси», «Тоттенхэм» и сборную Англии.
Значимость такого подхода определялась не только престижем спонсируемых клубов, но прежде всего беспрецедентными стилистическими экспериментами, сделавшими Umbro поистине авангардным брендом, способным повлиять на все футбольное производство в течение ближайшего десятилетия и даже дальше.

Archivio90
Восприятие прошлого опыта актуально и сегодня. Umbro возродила некоторые модели той эпохи в капсуле Archivio90, созданной совместно с Tacchettee. Ограниченная серия включает три спортивные куртки, три футболки, три толстовки и три пары брюк – столько же, сколько дизайнов футболок, которые носили в 1990-х годах в разные сезоны клубы «Интер», «Наполи» и «Лацио».
«Интер» выберет на матч маекку сезона 1992/93 с чёрно-синими ромбами и белым рисунком. «Наполи» оденет домашнюю майку сезона 1991/92 синего цвета с узором «ромб». Для «Лацио» выбрана третья майка сезона 1994/95 серого цвета с геометрическими вставками по бокам.
Появление невиданных ранее футболок

Оригинальность отличала футболки Umbro девяностых годов: смелые и необычные графические решения, которых не было в футболе. В эти годы эволюция футбола к его сегодняшнему виду была наиболее заметна: форма уже не была простой футболкой для игры, она обретала новые очертания под влиянием ещё начавшегося мерчандайзинга самых известных клубов.
Так Umbro выдвинулась на первый план, предоставив клубам то, в чём им было нужно: красочные узоры, психоделические принты, невиданные прежде линии и геометрия. Когда третий дизайн футболки стал постоянным, возможности побаловать себя у фанатов увеличились.

Некоторые работы того времени остаются в памяти болельщиков: выездная майка «Аякса» сезона 1989/90 с маленькими синими, белыми и красными ромбами или выездная майка «Интера» сезона 1995/96 с чёрно-синим рисунком и большим логотипом клуба на передней части футболки.
Классические модели тоже имелись, но с эстетически привлекательными решениями, которые Umbro вернула после доработки: актуальный воротник, жаккардовые ткани и двойной бриллиант (логотип бренда) в виде орнамента по всей поверхности. Но при современном взгляде становится очевидно, что именно самые смелые образцы нашли путь в мир уличной одежды в стиле Стритвир много лет спустя.
Влияние на современную уличную одежду

SupremeНекоторые культовые бренды уличной и скейтовой одежды, такие как Palace и Patta, черпали вдохновение в работах Umbro в футболе тех лет. Сходство стилей проявилось в коллаборациях, последней из которых стала совместная работа с Supreme, где были представлены спортивные костюмы больших размеров, отсылающие к эстетике 90-х.
Ещё интереснее случаи, когда марки непосредственно использовали архивы Umbro: в 2020 году Supreme повторил спортивную куртку Inter начала 90-х годов с контрастными цветами и надписью Inter косыми печатными буквами. Нью-Йоркский бренд возродил модель, комбинируя разные оттенки – красный, чёрный и белый в одном варианте, оранжевый, синий и белый в другом – и добавляя аббревиатуру SUPR.

Supreme x Umbro
Стиль Umbro также появился в повседневной одежде, где сейчас можно встретить футбольные майки. Patta неоднократно сотрудничала с Umbro для возвращения некоторых из самых известных дизайнов, как это видно по последним примерам – выездной футболке «Интера» 1993/94 годов и двум футболкам «Аякса» 1990 и 1995 годов. До этого Palace воссоздал знаменитую третью майку сборной Англии 1990 года с ярко-синим и полупрозрачным рисунком, имеющим сильный подтекст.
Supreme ещё раз обратила внимание на футболку «Тоттенхэма» сезона 1991/92, где надпись Spurs на верхней части вырисовывается из плотного узора тонких полос. Верная реинтерпретация Supreme появилась в четырёх разных цветах в коллекции весна-лето 2018.
Способность предвидеть тенденции

Работы такого типа демонстрируют, что творческий подход Umbro прошлых лет отлично подходит для современной моды, которая отдаёт предпочтение более простому стилю, одежде с спортивной мотивацией и уличной моде стритвир. Umbro за 30 лет до своего времени в некоторой степени предвосхитила определённые тенденции, смело сделав это в контексте футбола, который до этого момента не был привык к подобным экспериментам.
Сэм Дисс описал подход Umbro той поры: «Футболка Англии Евро ’96 разрабатывалась для ношения с джинсами. Компания рассматривала футбольную эстетику не только как то, что игроки надевают на поле, но и как средство формирования культуры трикотажа — это было необычно в те годы. Umbro внесла множество модных элементов того времени, и поскольку мода циклична, модели актуальны и по сей день».
Необычное наследие

В наше время футбол и спортивная одежда тесно связаны с модой. Доказательством тому сотрудничество AC Milan с Nemen, комплект Juventus, разработанный уличным художником Kobra, а также множество гибридов, созданных Paris Saint-Germain, от Jordan до BAPE и Koché.
Такие возможности возникают на богатой культурной почве, связывающей бренды с фанатами. Футбольная майка без сомнения считается частью культуры, самобытности, истории – именно поэтому может соединять различные сферы.

Umbro сама реализовала свой потенциал в первые годы существования, не сотрудничая напрямую с другими брендами, так как это было неприемлемо в то время. Как английский бренд, который рассматривал Премьер-лигу как культурное явление, а не только спортивное, Umbro заметило, как культура футбольных стадионов принесла настоящий пыл на улицы Великобритании, где футбол был лишь частью целого, включающего музыку (Britpop, Madchester) и моду с повседневной одеждой и ее культовыми брендами (Stone Island и…). Fila и Lacoste.
Стилистический авангард Umbro возник из интуиции о возможностях футболки как носителя рассказов и представлений. Сила этого видения осталась заметной и по сей день.

Благодаря блестящим традициям Umbro может сотрудничать с новыми брендами: коллекция на футбольную тематику с Rowing Blazers клетчатыми узорами, тартанами и зигзагообразными полосами, работа с уличным брендом Aries эффектами «обмана зрения», флуоресцентными цветами, выскакивающими из гипнотических текстур, или объединение стилей с Pretty Green, брендом Лиама Галлахера.
Футбол – не просто зеленая площадка, а футболки – не обычная одежда для носки девяносто минут: в этом понял раньше всех бренд Umbro.