
Если Вы носите современные механические наручные часы, то предмет Вашей гордости, вероятно, имеет прозрачную заднюю крышку. Такая крышка прекрасно подходит для опровержения тем, кто утверждает, что слова «современные» и «механические наручные часы» не могут существовать в одном предложении. Снимите часы, переверните их и покажите бессердечным головам микроскопическое зрелище пружин, рычагов и шестеренок – веселый анахронизм, незаменимый в век одноразовых цифровых технологий.
Подобное удовольствие вы можете получить от автоматических часов Tissot. Но заплатив сумму в 100 раз большую, вы получите больше эйфории благодаря маленькому устройству под названием турбийон. Вам не понадобится снимать часы для демонстрации микромеханики – эта карусель будет гордо смотреться на вашем циферблате. Карусель, снова и снова вращающая тикающий спуск в завораживающем проявлении технического мастерства.
Турбийон в механике

История турбийона 19 века может занимать много времени, о чем мы расскажем позже, но сегодня это элемент, демонстрирующий механизмы в экстравагантном стиле. Это как вращающийся помост, поднимающийся со сцены из сухого льда, на вершине которого танцуют девушки в перьях. Все элитные часовые марки, от Audemars Piguet до Zenith, никогда не откажутся от своей версии в своих каталогах.
Хронографы, GMT и дайверы функциональны и красивы, но турбийоны – это миниатюрное чудо кинетики на вашей руке, которое можно рассматривать бесконечно, как огонь и закат над морем.

Как и у Rolls-Royce или Bentley, вы попадаете в эксклюзивный клуб. В отличие от некоторых моделей этих автомобилей, никто никогда не откажется обсудить с вами турбину. По правде говоря, как тема для беседы её сложно превзойти.
Исключив несущественные детали, турбийон оправдывает свою цену, ведь стоимость во многом зависит от труда и мастерства часовых дел мастера. Несмотря на внешнее сходство с базовым механизмом, предназначенным лишь для отображения времени, элементы спускового механизма часов значительно меньше и беспрестанно движутся, что делает их сборку крайне сложной и регулировку ещё более трудной.
История турбийона

Абрахам-Луи Бреге, которого считают «прародителем современного часового искусства», запатентовал турбийон, или «вихрь», в 1801 году. Его заявка во французское ведомство демонстрируется ниже. Бреге сделал это не для показа виртуозного часового мастерства, как это делают сегодня, а для решения реальной проблемы карманных часов того времени.
В механических часах, как и во многих современных, работа основана на передаче усилия от барабана через зубчатую передачу к регулятору «спуск». С каждым тиком-таком рычаг фиксирует и перемещает спусковое колесо, постепенно ослабляя поток энергии. Скорость этого потока регулируется колебаниями «балансового колеса» – аналогом карманных часов с цепочкой.

В карманных часах, пребывающих весь день в жилете, маятниковое колесо баланса постоянно занимало вертикальное положение. Гравитация неизменно «сжимала» спиральную волосковую пружину, на которой оно крепилось. Часовщики того времени могли регулировать лишь определенную погрешность, однако хронометраж всё же со временем сбивался.
Решением Бреге было использование зубчатой передачи не только для запуска тикающего спуска, но и для ежеминутного вращения всего баланса на 360 градусов. Это выравнивало гравитационное воздействие на пружину баланса по всем углам. В современных наручных часах достаточно почистить зубы и помахать автобусом, чтобы колесо баланса заработало снова, поэтому турбийон в нынешнем виде превратился в красивый, но бессмысленный знак часовой гордости.
Как и многие другие яркие вещи, турбийон в наручных часах, расположенный на видном месте со стороны циферблата, появился только в восьмидесятых годах. Франк Мюллер, пионер индустрии, заявил о первом турбийоне в 1984 году, но затем Audemars Piguet дебютировал с первым турбийоном с автоподзаводом в 1986 году. Швейцарский бренд Blancpain выпустил классическую версию, и после этого интерес к турбийонам резко возрос.
С момента создания первого прототипа Бреге в 1795 году до семидесятых годов прошлого века было изготовлено менее тысячи турбийонных часов. Сейчас эта цифра достигает трех до трёх с половиной тысяч в год.
Как работает турбийон

Классический часовой механизм напрямую передаёт энергию от заводного барабана к рычажному механизму блокировки и разблокировки спуска. Последний управляет ходом промежуточной зубчатой передачи, на которой закреплены стрелки часов, минутной и секундной. В часах с турбийоном зубчатая передача сначала передает энергию на блок турбийона, содержащий весь спусковой механизм. Блок вращается на неподвижном зубчатом колесе, которое через шестерню, закреплённую на блоке, передаёт энергию на спуск, позволяя ему функционировать как обычно.
Блок, являющийся центральной частью механизма, – самая сложная деталь в сборке, однако каждое калибрe имеет множество других тонкостей. Например, в некоторых моделях с турбийоном важно, чтобы блок был максимально легким. Легкий блок положительно влияет на хронометрию не только по эстетическим соображениям, но и за счет уменьшения инерции блока.
Архитектура турбийона может существенно различаться, например, в способе установки блока. Блок может иметь один или несколько рычагов для крепления к механизму. Существуют турбийоны, которые кажутся «летающими», так как располагаются снизу.
Что нужно учитывать при покупке

Желаете приобрести турбийон? Отлично! У вас есть свободные средства и тонкий вкус к часам.
Сложный механизм часовых изделий подтверждает статус владельца миллионов для стоящего в очереди, особенно если это известный бренд из Швейцарии или немецкой деревни Гласхютте, где родились марки A. Lange & Söhne и Glashütte Original. Как и при приобретении большинства люксовых вещей, ценность определяется степенью участия человека: обработка на станках с числовым управлением против кропотливого труда; нестандартный дизайн против технологического прорыва.
Все эти элементы взаимозаменяемы; Richard Mille, например, фрезерует футуристические турбийоны из титана и углеродного волокна на станках с цифровым управлением, но ручная сборка более деликатная и требующая внимания, особенно если учесть постоянную опасность поцарапать циферблат с PVD-покрытием.
При принятии решения ориентиром служит бюджет, однако следует помнить, что цена может значительно возрасти, особенно для часов с турбийонами. Недавний турбийон TAG стоит 1,2 миллиона рублей – это хорошая и почти невероятная цена (см. ниже). Но и за пять можно приобрести более интересное – например, новые BR-X2 от Bell & Ross со сапфировым блоком…
Tag Heuer

Часы TAG Heuer стоимостью 1 миллион 200 тысяч рублей без золотых деталей и бриллиантов кажутся не слишком интересными для производителя доступной роскоши. Но когда вы узнаете, что это турбийон, швейцарские образцы которого обычно стоят около 5 миллионов, вопрос меняется с «какого такого?» на «как, ради всего святого?».
В компании TAG много технических новаций, но цена часов объясняется грамотным ведением бизнеса, и никто не так умеет это делать, как генеральный директор Жан-Клод Бивер. По правде гласит легенда индустрии, что просто взяли на себя расходы, которые обычно составляют наценку в 2,8 миллиона рублей.
Breguet

Большинству ценителей достаточно одного имени. Ведь именно Авраам-Луи Бреге изобрел турбийон в 1795 году, запатентовал его в 1801 – идея была настолько совершенна с самого начала, что до сих пор все копируют его работы. Несмотря на то, что некоторые могут спорить о происхождении марки Breguet, принадлежащей швейцарской компании Swatch Group с 1999 года, уровень мастерства месье Бреге в Париже восстановлен.
В знак уважения к старому ремеслу и в соответствии с передовым мышлением старого мастера кремниевые технологии сочетаются с циферблатами, которые по-прежнему гравируются гильошированием на токарных станках XIX века, как делал мастер. Если бы в его распоряжении была технология сухого реактивного ионного травления.
A. Lange & Söhne

В швейцарских горах Юра сосредоточено большинство лучших в мире часовых мастеров. В саксонских горах Оре найдете остальных, но только в симпатичной деревушке Гласхютте, похожей на коробку из-под шоколада, расположена марка Адольфа Ланге. Основанная в 19 веке этой маркой воспользовались преимуществами безработных шахтеров региона.
Послевоенный «железный занавес» отгородил компанию от внешнего мира, но благодаря правнуку Адольфа и поддержке могущественной группы Richemont за 28 лет после падения Берлинской стены Lange вновь стала сильной компанией. Сегодня компания на одном уровне с Patek Philippe. Что касается турбийонов? У такого промышленно развитого предприятия они просто не могут быть лучше.
Jaeger-Le-Coultre

В часовой среде существует французское слово «производство», обозначающее самодостаточные швейцарские часы фабрики. На вершине пирамиды находится Patek Philippe, за ним следуют Audemars Piguet, Girard-Perregaux, Vacheron Constantin и Jaeger-Le-Coultre. Последние могут гордиться 100-процентным владением без учета фермы по разведению аллигаторов для кожаных ремешков, если не учитывать недавних приобретений третьих лиц.
Поэтому вполне естественно, что создаются турбийоны. Необычайно сложные, например, модель Gyrotourbillon – гироскопический тренажер для космонавтов на запястье. И необычайно дорогие, как у Master Tourbillon – истинное воплощение «мануфактуры», прекрасно отполированного вручную, по цене чуть выше обычной начальной цены в отрасли.
Greubel Forsey

В 1999-м некоторые полагали, что турбийон применяется чрезмерно. Его эффективность прослеживается в часах карманного типа, однако установка в наручные часы подобна размещению двигателя автомобиля в самолете – это несовместимые условия.
Основополагающий принцип Greubel Forsey: «Турбийон бессмысленен в наручных часах, поэтому мы хотим придать ему смысл». Компания частично принадлежит Richemont, в ней работает более ста человек, но производит лишь чуть более ста часов в год. Англичанин из Сент-Олбанса и его французский партнер доказывают, что турбийон способен улучшить точность хронометража в наручных часах с помощью многоосевой механической пластики (часы выглядят как миниатюрные игровые детские площадки), все доведены вручную до непревзойденного уровня.
Bulgari

Да, Bulgari – как смелый и прекрасный римский ювелир, столь любимый такими знаменитостями, как Элизабет Тейлор в шестидесятые годы. Недавно все часовые технологии производятся и развиваются в Швейцарии, где были привлечены несколько высококлассных специалистов (например, Жеральд Джента, создавший Royal Oak от Audemars Piguet).
Популярная коллекция Octo стала результатом. Возможно, это самый удачный дизайн современных часов. Каждый корпус – симфония из 110 пересекающихся граней, выточенных из единого куска металла. В тонком корпусе «Finissimo» Octo установила три рекорда: самый тонкий в мире турбийон с ручным заводом (5 мм), самый тонкий в мире минутный репетир (6,85 мм), а два года назад – самый тонкий автомат (5,15 мм).
Bell & Ross

Что объединяет летчиков-истребителей французского флота, отряд спецназа парижской жандармерии, промышленный водолазный персонал и множество состоятельных хипстеров? Безусловно, Bell & Ross.
Парижский, но швейцарский бренд, зародившийся в девяностых годах как несерьезный бренд «часов-инструментов» для профессионалов, был поглощен Chanel раньше, чем вы успели произнести «опаньки». Несмотря на утверждение модного гиганта о отсутствии вмешательства, эволюция минималистской, монохромной эстетики часового (не напоминает ли вам что-то?) в сторону строгого шика – это совпадение, которое нельзя игнорировать.
Первоначальная брутальность монолитных квадратных часов «Instrument» от Bell & Ross поразила даже военных, но теперь это необычное место для художественного эксперимента, основанного на реальном боевом опыте. BR X2 – кажущийся легким турбийон представлен в виде сырого и индустриального объекта, заключенного в сапфировое стекло, будто потерпевший крушение НЛО, закрепленный на испытательном стенде Зоны 51.
Audemars Piguet

Компания AP, одна из ведущих производителей, обладает рядом турбийонов. Самым впечатляющим является хронограф Royal Oak Offshore Openworked Tourbillon Chronograph, выпущенный по случаю 25-летия компании. Его дизайн больше напоминает конструктивистский футуризм, чем классический «ажурный» стиль. Такие передовые достижения в области механики обычно являются побочными проектами марки.
В 1986 году AP бесшумно представила калибр 2870. Это был первый автоматический турбийон в корпусе из золота с солнечными лучами, соответствующим модному тренду того времени, и по сей день самым тонким – всего 4,8 мм высоты. Это было достигнуто в 1986 году, когда станки с цифровым компьютерным управлением считались предметом научной фантастики. Неплохой рекламный ход для турбийона, не так ли?
Patek Philippe

Быстрый просмотр каталога любимого сына Женевы – Patek Philippe – обнаруживает заметное отсутствие: турбийон. Безусловно, самый уважаемый производитель часов и владелец практически всех аукционных рекордов способен сделать турбийон? Конечно, способен. Но, в отличие от остальных (несмотря на вездесущую рекламу), Patek проявляет скромность в вопросах часовой механики.
Изящно и сдержанно часы скрывают свои турбийоны за циферблатами. Такой выбор обусловлен тем, что ультрафиолетовое излучение ускоряет разрушение смазочных материалов в спусковом механизме. Практически женская модель 37-миллиметровой серии 5539G-010 – единственный представитель турбийона в нынешней линейке, но это не совсем незаметное богатство – на месте карусели всегда есть красивая надпись «TOURBILLON».
Hublot

В середине 2000-х у многих были турбийонные часы. Их можно было практически найти в коробках с хлопьями. Всё из-за того, что часовой рынок до обвала был опьянен собственной актуальностью – часовая индустрия вернулась, и каждый заслуживал часы с коктейлем из безумных механизмов. Эта демократизация элитарного «savoir-faire» была в значительной степени заслугой компании под названием BNB Concept – нестандартные сложные часы, собранные одетыми в лабораторные халаты специалистами. Олдскул дун ну скул.
Разрушение BNB в 2009 году заставило часовые компании вернуться к производству элегантных часов. Но Hublot, движущаяся в ногу со временем марка, проявила мудрость, пригласив половину талантливых сотрудников BNB и большую часть их самого современного оборудования. Компания мгновенно заявила о себе как о маэстро турбийона. Hublot заслуживает своего места в учебниках истории благодаря не только безжалостным маркетинговым кампаниям с супермоделями, футболистами и хип-хоп магнатами, но и невероятному техническому мастерству.