
Керлинг — командная спортивная игра на льду. Задача каждой команды — разместить свой снаряд как можно ближе к центру мишени или выбить оттуда снаряд соперника. Хотя как вид спорта керлинг известен давно, настоящую популярность он получил недавно. Некоторые считают его странной и несерьёзной игрой, но любители называют керлинг «бильярдом на льду».
История возникновения


Название игры переводится с шотландского языка как «игра в ревущие камни». Такое наименование связано со звуком, который издаёт снаряд при движении по льду. Слово получило широкое распространение в 17 веке после того, как шотландский писатель Генри Адамсон упомянул его в одной из своих поэм.
Первые сведения о игре камнями встречаются ещё в средние века. Археологи обнаружили самый старый на сегодняшний день снаряд для турнира 1511 года. Исторически родиной развлечения считается Шотландия, но в то же время подобные соревнования проводились и в Нидерландах.

Отсутствовали единые правила и стандартизированный инвентарь. В качестве снарядов применялись камни приблизительного размера или грузы с ткацких станков. Нестандартная форма и вес снарядов, а также неровная поверхность ледяной площадки обуславливали зависимость результатов игры от удачи команды в течение длительного времени.
В 1838 году ведущие шотландские игроки создали союз с целью стандартизации правил и оборудования. Форма биты обрела свой узнаваемый облик, и игра распространилась в таких государствах, как Соединенные Штаты Америки и Канада.
Современное развитие игры




Кёрлинг как вид спорта появился давно, но первое мужское первенство мира состоялось лишь в 1959 году. Тогда победу одержали канадцы. Женское мировое первенство прошло в конце 70-х годов XX века. Победу праздновали швейцарские спортсменки.
Чемпионаты мира и Европы по кёрлингу проводятся ежегодно, а с 1998 года кёрлингисты выступают на зимних Олимпийских играх.
Состав команд
В игре две команды по четыре человека: скип, вице-скип, первый и второй игрок. Скип определяет стратегию игры, указывая направление движения камня и руководит действиями товарищей. Чаще всего скип совершает два броска в конце раунда, но участники могут согласовать другой порядок. Вице-скип руководит командой во время броска скипа.
Инвентарь


- Камни создаются из зелёного гранита, добытого в Шотландии. Основа снаряда округлой продолговатой формы; к ней с помощью винта крепится специальная ручка. Всего потребуется 16 камней. Параметры камней строго ограничены:
- Длина окружности до 91, 44 см
- Высота от 11,43 см
- Масса от 17,24 до 19,96 кг.
- Щетка помогает игрокам скрести лёд для лучшего скольжения камня. Для её изготовления применяют свиной или конской волос, ручки же изготавливают из дерева, пластика или чаще всего карбона.
- Одежда и обувь необходимо выбирать тёплые, плотно прилегающие к телу и хорошо тянущиеся, чтобы не стеснять движений. Предпочтительны брюки с завышенной талией, так как игроки постоянно наклоняются. В экипировке обязательно перчатки или рукавицы: они защитят от холода и обеспечат хорошее сцепление со щеткой. Ботинки также должны быть тёплыми. Скользить могут обе ноги или только одна. Для этого может быть изготовлена специальная подошва или использована накладка для обуви из тефлона.
Площадка для кёрлинга


Площадка для покрытия: 45 метров в длину и от 3,5 до 5 метров в ширину. Температура льда примерно -5 градусов Цельсия. Поле размечают линиями.
- Дом представляет собой два круга диаметром 3,66 метра, расположенные на концах площадки. В центре дома находятся три окружности: одна с радиусом 1,2 метра, вторая — 0,6 метра, третья — 0,15 метра. Центр каждой из них совпадает с центром дома.
- Ти-лайн располагается по центру дома.
- Бэк-лайн — задняя линия
- Центральная
- Хог-лайн – зачетная линия
- Линия колодок
- Контрольная линия
Ход игры

Длительность одной игры составляет от двух до двух с половиной часов и включает десять таймов. В каждом из них противники забрасывают по восемь камней. Метатель бросает снаряд с линии колодок, направляя его рукой до хог-лайна.
Два товарища предварительно обрабатывают поверхность перед камнем щетками, создавая эффект гидропланирования и направляя его – «свипуют» в нужную сторону. Цель определяется тактикой: поместить снаряд в центр цели или удалить чужие камни из неё.
По завершении броска камней подсчитываются итоги периода. Не учитываются биты, находившиеся вне дома. Команда, чье снаряжение расположилось ближе всего к центру дома, выигрывает раунд. Ей начисляется 1 балл за каждую биту, которая находится ближе к центру, чем все камни команды-соперника.




Сначала жребий определяет, кто бросает камни последним в этом энде. Затем право делать это переходит к проигравшим в предыдущем энде. В случае ничьей право сохраняется за теми, у кого его было в данном энде.
Последний удар даёт возможность обдумать положение и принять правильное решение: отправить камень противника за грань или попытаться поставить свой камень. Иногда в финальной стадии игры полезнее совершить пустой бросок, чем набрать одно очко.
После подведения итогов десяти раундов объявляют победителя игры. В случае ничьей проводится дополнительный раунд. Победители дополнительного раунда считаются победителями игры.
Важные моменты

Метатель выпустит снаряд, когда тот пересечет хог-лайн, в противном случае его удалят с площадки.
- Если игрок команды коснулся камня, то из игры выводится его снаряд, однако это правило действует только для первых двух бросков каждой команды.
- Можно сбить снаряд противника, если местонахождение снаряда находится за линией ти, для удаления его за границы игровой площадки.
- Можно устроить снаряды таким образом, чтобы защищавшие друг друга при попадании в цель, мешая сопернику изменять их положение.
- Бесплатная зона охраны действует первые четыре броска. Правило гласит: нельзя выбивать снаряды между ти-линей и хог-лайном, но можно их передвигать. При нарушении восстанавливается раскладка до броска, а камень нарушителя выбывает.
- При разламывании снаряда в процессе полета его заменяют новым. Новый устанавливают на место наибольшего фрагмента.
- Если камешек из-за шероховатостей льда изменяет движение или замирает, его следует переместить.
- Отпадение ручки во время броска не препятствует повторной попытке по выбору команды.