В мире моды есть два типа гениев: те, кто чувствует настроение публики и предсказывает эпоху, в которую захотят нырнуть потребители, и те, кто устанавливает свои правила игры — жестко, бескомпромиссно и невероятно успешно.

Демна Гвасалия входит в число художников высокой моды. Устраняя социальные, гендерные, географические барьеры, он творит естественно, подобно дыханию. Дышит он свободно, уверенно и страстно.

В коллекция 2019 года бренда Vetements, основанного Гвасалией, узнаваемыми и обсуждаемыми стали футболки и худи с изображением Виктора Цоя. Не все поняли связь богемного дизайнера и рока из Петербурга. Но знаменитая цитата поэзии Цоя точно отражает кредо и творческий путь Демны: «Кто не знает слов «да» и слова «нет», кто не помнит ни чинов ни имен, тот способен дотянуться до звезд, не считая, что это сон». За всю историю мировых модных домов сложно вспомнить столь триумфальное восхождение как у Демны Гвасалия.

Биография и творческий путь

Модельер Демна Гвасалия появился на свет в Сухуми в 1981 году. Детство и юность Демны прошли нелегко из-за масштабных военных конфликтов на территории его родины. Политическая и социальная обстановка была напряженной: все ощущали необходимость, страх и недоверие к будущему.

Единственное, что могло уберечь молодого человека от отчаяния и депрессии, — это большая семья. Демна с нежностью рассказывает о своей бабушке, красивой и сильной женщине. Самый востребованный в мире дизайнер одежды считает, и небезосновательно, что именно бабушка привила ему неуёмное стремление совершенствовать окружающий мир, иметь в нем свою четко обозначенную позицию и никогда не сдаваться.

В работах Демны Гвасалии всегда заметна тема семьи и детства. Художник с уважением относится к своим корням и предкам.

Некоторые знаменитости с удовольствием носят объемные толстовки с рукавами, уходящими до колен, полагая их ультрамодным противостоянием обычным стандартам. Редко кто догадывается, что это своеобразный памятник трудным детским годам модельера, где не было возможности приобретать одежду подходящего размера: мальчика заставляли носить вещи старших братьев.

В обстановке безысходности юный Гвасали развил стремление к мировому господству. По мере учёбы в старших классах страна начала налаживаться. Получив аттестат и окончив университет в Тбилиси, Демна решил покорить Европу и поступил в Антверпенскую академию изящных искусств.

Художник по костюмам с дипломом успешно прошел стажировки в Louis Vuitton и Maison Martin Margiela, получив затем выгодные контракты. После основания собственного бренда Vetements Гвасалию пригласили на должность креативного директора Balenciaga. Модный дом достиг пика популярности именно при руководстве грузинским креатором.

Стиль Демны Гвасалия и собственная марка.

В 2014 году Демна Гвасалия создал марку Vetements в Париже.

Созданный Демной Гвасалия стиль одежды выделяется изысканными формами, которые превалируют над расцветкой и декоративными элементами. Некоторые модели украшены принтами и надписями. Упор на кэжуал и стрит стайл побуждает творца использовать асимметрию и утрированность, придавая таким вещам неповторимость и эксклюзивность.
Одежда подобного плана до Гвасалии не характеризовалась сложным кроем и избытком ткани, ведь для уличного стиля прежде всего важно было удобство. Но в интерпретации автора Vetements «излишки» и «аномалии» вызывают восторг ценителей хай-фэшн и желание потратить значительные суммы, чтобы обладать частью этой необычной моды.

Особый акцент стоит сделать на способах презентации и популяризации творчества Демны среди широкой аудитории. В сфере Public relations команда Гвасалии использует те же подходы, что и при разработке одежды: каждый шаг сопровождается шокирующим обращением и едва сдерживаемой грубоватой иронией.

  • В Париже офис Vetements разместили в районе с плохой репутацией. Не все fashion-критики соглашались туда идти, даже для написания обзоров.
  • Название бренда Vetements (с французского «одежда») намекает на то, что автор коллекций обращает мало внимания на красоту наименований и значимость прославленных имен.
  • Создатели первой коллекции собственного бренда назвали её исключительным эксклюзивом и не желали ее продать посетителям шоу-рума ни за какие деньги, предлагая лишь зрительно оценить ее.
  • Первый показ Vetements состоялся в парижском гей-клубе, считавшемся самым популярным среди элитных кругов. В день показа в его тесные подвалы стремилось попасть множество богатых и известных персон.
  • После пяти лет безупречного развития, достигнув мировой славы и признания, Демна Гвасалия покинул Vetements, передав руководство молодым дизайнерам.

Коллекции

Творчество Гвасалии обладает высокой художественной ценностью, не только потому что его предпочитают элиты, но и потому что каждое изделие Демны пропитано личными переживаниями до крайности. Даже самая минималистичная футболка от него способна вызвать сильные эмоции у каждого, кто ее берет в руки.

Появление футболки с русскую надписью, посылающей читателей на три буквы, в известном лондонском универмаге вызвало интерес у людей, не знающих славянского языка. Несмотря на высокую цену — 680 фунтов, они с удовольствием приобретали ее. Модельер совершил скандальный поступок, ведь истинная позиция автора оставалась неизвестной англоязычным гражданам. Но лондонская публика, вероятно, находила в этой вещи что-то привлекательное, эмоционально заряженное.

В каждой коллекции Vetements прослеживаются одни и те же темы: детство, семья, война, родину.

Воспоминания Демны о 90-х и ностальгия по этому периоду стали ключевыми элементами последнего показа. На подиуме модели из народа продемонстрировали разноцветные спортивные костюмы с широкими штанами, длинные худи с изображениями мультипликационных персонажей, а также широкие кожаные пальто. Платья с декольте также были представлены, хотя Гвасалия никогда не делал акцент на гендерных различиях.

Новая коллекция бренда Balenciaga представлена множеством платьев из струящихся тканей, где женственность и романтизм контрастируют с широкими каркасными плечами. Строгость мужских костюмов усилена массивной и четкой линией плеча.

Дизайнер Гусалия сотрудничал со многими известными брендами модной индустрии: Reebok, Louis Vuitton, Canada Goose, Dr. Martens, Brioni и другими.