
Были времена, когда футболки любимых команд были признаком настоящего фаната, а не просто элементом имиджа. Сейчас мода вернулась к этому, и увидеть такую футболку можно от улицы до показов мод.
Футболки в ретро-стиле стали «святым Граалем брендинга» благодаря позитивному движению футбольной команды, производителя и спонсора игры. Благодаря интерпретации эти три значения способны перенести владельцев в определенное время и место из прошлого. Также их носят скейтбордисты или хип-хоп исполнители как «анти-заявление», не имеющие никакого отношения к образам и ассоциациям, или просто не знающие об этом ничего.




Футболки команд впервые стали замечать на подростках, катающихся на роликовых коньках и скейтах пару лет назад. Тренд, однако, не является феноменом постмодерна, а скорее стратегией маркетологов для выхода одежды за пределы традиционных групп фанатов, как это было когда-то с бейсболками «Нью-Йорк Янкиз». Цель команды – быть в центре внимания «городского стиля».
Футбольную кофту в ретро-стиле следует ценить не только как элемент формы известной футбольной команды, стильную часть медиа-индустрии или даже политики, но и за её собственный дизайн. Прежде всего, «потому что она крутая».
Представляем самые популярные футболки из разных футбольных лиг, которые для многих являются значимым напоминанием о счастливых моментах детства, юности и первом прикосновении к миру футбола.
Английский футбол (Начало девяностых)




Эта подборка дизайнов, характерная для 90-х годов в музыке, часто называется «Кислотный дом». Такое название появилось отчасти из-за того, что один из её пионеров, Umbro, был основан в Манчестере, городе, где родилось движение рейв. И частично из-за того, что психоделическая природа цветовых решений наводит на мысль о том, что дизайнеры находились под воздействием изменяющих сознание веществ. (На самом деле, знаменитая третья голубая футболка Англии 1990-92 годов, которую музыкальная группа New Order носила в фильме «Мир в движении», была создана методом воздействия света через старую стеклянную пепельницу и копирования получившихся узоров).
Ностальгия по моде девяностых часто вызвана интересом к визуальным играм-симуляторам прошлых лет. В современные игровые консоли вошли классические игры, которые пользовались огромной популярностью.
Когда-то футболка Арсенала «синий банан» от Adidas 1991-93 годов не считалась ценной, а сегодня самым желанным предметом для всех европейских хипстеров, стремящихся заполучить ее при любой возможности.
Чемпионат Италии по футболу конца 1980-х — начала 1990-х годов.




Как и музыка юности, воспоминания о ней остаются на всю жизнь. Большинство футболок из того периода вызывают трепет даже у самых закаленных мужчин, достаточно пожилых, чтобы помнить сборную Италии по футболу, которая принесла в эфир свой стиль игры.
Бренд Skate Palace создал в честь этого периода футболку Juventus 1997–98 годов, такую же дерзкую, как и оригинальная. Kappa, с логотипом Sony Minidisc.
Тем временем, футболки Fiorentina с эмблемой Nintendo и любимыми цветами аргентинского футболиста Габриэля Батистуты, производимые любимцем спортивной моды… FilaТакие компании являются образцом хорошего, а то и крутого спонсорства.
Телеведущий Джеймс Ричардсон, известный своим проектом Football Italia и сейчас ведущий подкаста Totally Football, воскликнул: «Вау!».
Джей-лига (Начало девяностых)




Позвольте себе поверить в дерзкие стили или хотя бы слегка отличающимся от обычных японцам, которые трактуют футбольный дресс-код для Джей-лиги, стартовавшей в 1993 году, по-своему, и полностью используют свою дистанцию от общепринятых взглядов, чтобы наслаждаться экспериментами.
Твердо знают свое дело. Вот почему многих всегда тянет к их моделям футболок, откровенно говоря, просто сумасшедшим. Достаточно безумные примеры – это раскраска в стиле хиппи. Футболки Tokyo Verdy 1992-93 – зеленое на зеленом для хозяев и белое с зеленым для гостей – от японского производителя Mizuno с Coca-Cola в качестве спонсора на груди и золотыми арками McDonald на рукавах.
В то время это считалось самым актуальным подходом, превосходящим даже концепцию «Кислотного дома». У Джей-лиги был собственный взгляд: «Давай начнём с чистого листа», что привело к множеству интересных результатов.
Футбол в Бразилии (конец 1980-х годов, начало 1990-х годов)




В девяностых годы влиятельный магазин мужской одежды и бренд Duffer из Сент-Джорджа стали импортировать бразильские клубные футболки в период моды на футбол, или по крайней мере, на его иностранные версии, благодаря телешоу «Football Italia».
Любители футболок предпочитают модели от Penalty, Topper и других известных бразильских производителей. Бразильский брендинг обширен и разнообразен, предлагая латиноамериканскую экзотику. Поэтому Adidas, Nike и подобные им марки, хоть и популярны, на футболках бразильских клубов смотрелись бы не совсем уместно.
Некоторые любят старинный логотип спонсора Кока-кола, считая его знаковой вещью, несмотря на то что он создаёт впечатление «Я тот, кто думает, что модный античный бренд-хиппи, и если вы нашьете Coca-Cola, я сразу захочу её купить». Футболка бразильского футбольного клуба «Гремио» в светло-сине-чёрную полоску с логотипом спонсора Эксетер-Сити дважды была названа самой красивой по версии французского журнала Monet.
Футбольная лига Северной Америки (конец 1970-х, начало 1980-х).




Существовавшая с 1968 по 1984 год Североамериканская футбольная лига стала первой попытки освоения континента через другой вид футбола. С момента продажи его звездность приправлена такими игроками, как Пеле, Йохан Кройфф и Джордж Лучший.
Некоторые одобряют подход лиги, ведь она была смелой и американской, совершенно не похожей на привычный футбольный мир. Часть ее действий показалась некоторым излишне радикальными, но большая часть оставалась отличной.
В американской традиции спортивных франшиз названия команд часто заменяли логотипы спонсоров на груди – продуманный ход брендинга, предвидевший эпоху футболок с логотипами Gucci.
Еще одно новшество футбольной лиги состояло в привлечении дизайнеров одежды для создания «униформы». Например, элегантную униформу для New York Cosmos разработал Ральф Лоран, в которой играли звезды – Пеле, Карлос Альберто и Франц Беккенбауэр.
Скоро может оказаться так, что Louis Vuitton будет шить футболки для французской команды по футболу «Пари Сен-Жермен».