В любой сфере деятельности есть свои вершины, которые стремится покорить каждый человек, занятый в ней: генеральный директор, чемпион, лидер хит-парада, звезда кино. Есть свои пики и в политике – президент, министр, губернатор. Мы видим этих людей по телевизору, читаем о них в новостях, но из чего в реальности состоят их будни, представляем очень приблизительно. Чтобы разобраться в этом вопросе, Men Today решил заглянуть в повседневность главы региона, по площади сопоставимого с такими странами, как Уругвай и Тунис, и занимающего в России 17-е место – Республики Тыва.

Архивы пресс-службы

Ночная перелёт из Москвы в Кыzyl (3658 километров даже по прямой), пятнадцать минут на такси (столица республики компактна) и несколько часов отдыха перед насыщенным днём.

Из окна «Гранд Отеля Кызыл» виден вид на истоки Енисея, который тут, к слову, является рекой-матушкой, и выложенную камнями на горе напротив самую большую в мире буддистскую мантру «Ом мани падмэ хум».

В соответствии с этой мантрой, выражающей чистоту тела, речи и ума, готовлюсь к первому за свою жизнь знакомству с губернатором. Костюм выглажен, ботинки начищены, волосы причесаны, лицо выбрито, часы переведены на местное время (+4 часа к Москве). Воображение рисует огромную приемную с гербами, флагами и, возможно, почетным караулом у дубовых дверей. За ними в мыслях о светлом будущем региона проводит рабочие часы его руководитель.

Архивы пресс-службы

– Добрый день! А где ваша футболка? Сегодня тепло, – Владислав Ховалыг, едва выйдя из машины, подаёт мне руку и ведёт за собой, но не к кондиционеру кабинета, а на строительную площадку.

Надевая выданную мне каску, я спешу за губернатором сквозь строительную пыль. Уже разговаривает ли он с рабочими, неясно. «Глава в естественной среде обитания», – объясняет пресс-секретарь, пока мы идём по району Кызыла, который в народе прозвали «Шанхаем».

Архивы пресс-службы

Сто лет назад Тува обратилась к русскому царю за защитой от угроз со стороны Китая и Монголии. Сейчас столица республики освободилась от опасности «шанхайской», о которой много писали блогеры и журналисты.

Руководитель субъекта не стремится скрывать существование проблем в городе и республике, хотя публичные обсуждения этой темы вызывают у него негативные эмоции.

– Здесь располагались дома-бараки, узкие улочки. Теперь люди, жившие здесь, переехали в новые квартиры, но ещё необходимо перестроить соседние улицы. – Владислав Ховалыг из окна евродвушки в одной из новостроек указывает на серые покосившиеся дома частного сектора. – Придется выкупать… Хочется получить в итоге цельный микрорайон. Вон там общежитие давно закрытой швейной фабрики. Чуть ли не 90 семей проживает в комнатушках. Необходимо расселить их. Работы ещё много, здесь, например, ничего сейчас нет для детей – ни секций, ни кружков. Надо всё это предусмотреть. Здесь, кстати, была аварийная школа, которую ещё в советский период строили осужденные. После землетрясения (27 декабря 2011 года в столице Тувы произошло землетрясение магнитудой 6,6-6,7 баллов. – Прим. ред.) у неё вскрыли стены и под кирпичной кладкой оказались опилки, тряпки, какой-то мусор… А сейчас одновременно строятся 11 современных школ. Никогда такого раньше не было.

Архивы пресс-службы

Рядом ведется ремонт нового здания, которое станет одним из будущих школ. Это важно для региона, всегда имеющего высокий уровень рождаемости.

Светлые фасады, актовый зал с креслами амфитеатром на триста двадцать четыре человека – обучение в нём начнётся уже в новом учебном году. В то же время в соседние новостройки заселятся жильцы, многие из которых приобрели квартиры по льготной ипотеке под два процента годовых.

Губернатор рассказал: обращался к премьер-министру с просьбой включить регион в программу и выделить средства из резервного фонда. Это было радостное событие! Всего заключено 2355 сделок. Сейчас губернатор обращается к президенту с просьбой продлить программу, чтобы к 2030 году выйти на 12 тысяч сделок, но это потребует 44 миллиарда рублей из бюджета.

Стройка – не просто привычная среда для руководителя региона, это живое отражение современной жизни Тувы. Известно, что планирование городов влияет на социальный климат, а множество строительных кранов над Кызылом свидетельствует о том, что меняется не только облик города, но и атмосфера в нем.

Архивы пресс-службы

– Дома имеют архитектурную подсветку и закрытые пешеходные дворы, парковки для машин расположены по периметру, – говорит глава. – Будут дворы-парки, на первых этажах домов предусмотрено помещение под магазины, кафе, возможно, откроем библиотеку. Строит всё абаканская компания, что хорошо, потому что специалисты знают климатические особенности региона. Кстати, раньше в наш регион мало кто заходил с желанием строить и работать, сейчас же таких становится все больше.

В проблемах Тувы кроются как отсутствие инвестиций на протяжении длительного времени, так и то, что эта республика, занимающая семнадцатое место в списке регионов страны, остается практически неизвестной.

Архивы пресс-службы

Мы знаем, что ожидать, путешествуя в Карелию или на Кавказ, но спроси любого россиянина про Туву, и он, скорее всего, запутается уже на самом названии – «у» или «ы»? В последние годы соседний Алтай, а также разделенные Байкалом Бурятия с Иркутской областью превратились в настоящую туристическую Мекку. Эту проблему обсуждают на заседании правительства региона, куда мы едем прямо со стройки.

В Туве переплелись проблема дорог с туристическими маршрутами, которые сейчас останавливаются у границ республики. В Кызыле и по всей республике есть достопримечательности: Монгун-Тайга (3976 м), вершина Восточной Сибири, истоки Енисея, монумент «Центр Азии» Даши Намдакова, самый высокий в России буддистский монастырь с его внутренним убранством от известного скульптора. В одной из статуй хранится частичка праха Будды, подаренная далай-ламой, а в музее можно провести несколько часов (есть еще и национальный музей с выставкой уникального золота скифов).

В Туве следующее утро начинается с торжества — поднятия государственного флага, день которого отмечается по всей стране. Несмотря на то, что церемония у дома правительства запланирована на восемь утра, Владислав Ховалыг на месте уже в 7:45.

— Есть понятие «тувинское время». Объясняют, что всё здесь по традиции начинается с опозданием и все опаздывают, но руководитель пытается изменить ситуацию, — рассказывает мне представитель пресс-службы.

В 8:15, как запланировано в программе, мы стартуем на машинах к границе с Монголией, где возводится новый пропускной путь. Для развития региона крайне важно, чтобы товарооборот с этим соседом, а также с Китаем, увеличился многократно. Для этого нужно улучшить автомобильное сообщение и – об этом тувинцы мечтают уже много лет – построить железную дорогу. Позже в кулуарах Восточного экономического форума первый заместитель министра транспорта РФ Валентин Иванов заявил, что железнодорожная линия Кызыл — Курагино, которая свяжет Туву и Красноярский край, может стать частью ж/д ветки до Китая.

С обзорной площадки горы Боом, где мы делаем остановку, виден участок, где планировалось проложить пути. Под нами – река Енисей, острова и остатки насыпи, подготовленной под дорогу.

Архивы пресс-службы

Примерно в таком месте, только в Улуг-Хемском районе, я в детстве косил траву. С дядей переправлялись на остров на моторке, косили траву, складывали в стога, а потом, когда она высыхала, также по воде вывозили, – рассказывает Владислав Товарищтайович. До того, как стать главой города, а потом региона, успел поработать и на модернизации истребителей (во время службы в армии на авиабазе на Сахалине обслуживал МиГ-23), и на пилораме (подрабатывал во время студенчества), и на стройке (видимо, оттуда такая любовь к строительным объектам), и в Госкомитете по управлению имуществом (по специальности юрист).

Вскоре после нас Владимир Путин посетил Туву, и для него Кызыл стал единственной остановкой на пути в Монголию. Мы же по дороге к границе с ней заезжаем в несколько мест: в родной город Сергея Шойгу Чадан (губернатор наблюдает за строительством еще одной школы и проводит встречу с местной администрацией), в село Хондергей (здесь школу реставрируют, выданную мне в первый день каску уже не убираю в багажник), на чабанскую стоянку в гости к многодетной семье, планирующей помимо животноводства заниматься еще и туристическим бизнесом (Тува занимает второе место в России по рождаемости) и, наконец, на встречу с жителями.

Глава региона в каждой точке проявляет заботу, помня как о насущных вопросах местных жителей, так и о людях, трудящихся в этих местах, зная их имена.

После того как мы проехали около восьмисот километров за день и спустя пятнадцать часов пути остановились на ужин в этнокультурном комплексе «Алдын-Булак», я спросил Владислава Ховалыга о его расписании.

– Просыпаюсь где-то в шесть – шесть тридцать, – перечисляет. – Не завтракаю, пью кофе или чай. Замеряю давление и сахар крови, потому что чуть-чуть есть нарушения. Принимаю таблетки. Полчаса занимает дорога до работы. По пути подмечаю какие-то недоделки вокруг и веду переговоры по телефону. В 8:30 всегда на месте и всё – дальше я уже в своей рабочей колее. Иногда жена обижается, что не звоню, но говорю: ты же знаешь, что я всегда рядом и вечером вернусь домой. Сыновья уже взрослые, работают. Старший сейчас выполняет служебные задачи в зоне СВО. В редкие выходные стараюсь проводить время с внуками, их у меня четверо. Это моя отрада.

В этот день глава вернётся домой ближе к полуночи, но, видимо, иначе на этой работе и нельзя – огромная территория, множество задач и проблем требуют решения, не дают просто сидеть в кабинете и раздавать приказания. Кстати, в этом кабинете я побывал, но соглашусь с пресс-секретарем губернатора: его естественная среда обитания там, где идёт строительство новой Тувы, и таких точек роста в регионе становится всё больше.