В любой сфере деятельности есть свои вершины, которые стремится покорить каждый человек, занятый в ней: генеральный директор, чемпион, лидер хит-парада, звезда кино. Есть свои пики и в политике – президент, министр, губернатор. Мы видим этих людей по телевизору, читаем о них в новостях, но из чего в реальности состоят их будни, представляем очень приблизительно. Чтобы разобраться в этом вопросе, Men Today решил заглянуть в повседневность главы региона, по площади сопоставимого с такими странами, как Уругвай и Тунис, и занимающего в России 17-е место – Республики Тыва.

Архивы пресс-службы
Ночная перелёт из Москвы в Кыzyl (3658 километров даже по прямой), пятнадцать минут на такси (столица республики компактна) и несколько часов отдыха перед насыщенным днём.
Из окна «Гранд Отеля Кызыл» виден вид на истоки Енисея, который тут, к слову, является рекой-матушкой, и выложенную камнями на горе напротив самую большую в мире буддистскую мантру «Ом мани падмэ хум».
В соответствии с этой мантрой, выражающей чистоту тела, речи и ума, готовлюсь к первому за свою жизнь знакомству с губернатором. Костюм выглажен, ботинки начищены, волосы причесаны, лицо выбрито, часы переведены на местное время (+4 часа к Москве). Воображение рисует огромную приемную с гербами, флагами и, возможно, почетным караулом у дубовых дверей. За ними в мыслях о светлом будущем региона проводит рабочие часы его руководитель.

– Добрый день! А где ваша футболка? Сегодня тепло, – Владислав Ховалыг, едва выйдя из машины, подаёт мне руку и ведёт за собой, но не к кондиционеру кабинета, а на строительную площадку.
Надевая выданную мне каску, я спешу за губернатором сквозь строительную пыль. Уже разговаривает ли он с рабочими, неясно. «Глава в естественной среде обитания», – объясняет пресс-секретарь, пока мы идём по району Кызыла, который в народе прозвали «Шанхаем».

Сто лет назад Тува обратилась к русскому царю за защитой от угроз со стороны Китая и Монголии. Сейчас столица республики освободилась от опасности «шанхайской», о которой много писали блогеры и журналисты.
Руководитель субъекта не стремится скрывать существование проблем в городе и республике, хотя публичные обсуждения этой темы вызывают у него негативные эмоции.
– Здесь располагались дома-бараки, узкие улочки. Теперь люди, жившие здесь, переехали в новые квартиры, но ещё необходимо перестроить соседние улицы. – Владислав Ховалыг из окна евродвушки в одной из новостроек указывает на серые покосившиеся дома частного сектора. – Придется выкупать… Хочется получить в итоге цельный микрорайон. Вон там общежитие давно закрытой швейной фабрики. Чуть ли не 90 семей проживает в комнатушках. Необходимо расселить их. Работы ещё много, здесь, например, ничего сейчас нет для детей – ни секций, ни кружков. Надо всё это предусмотреть. Здесь, кстати, была аварийная школа, которую ещё в советский период строили осужденные. После землетрясения (27 декабря 2011 года в столице Тувы произошло землетрясение магнитудой 6,6-6,7 баллов. – Прим. ред.) у неё вскрыли стены и под кирпичной кладкой оказались опилки, тряпки, какой-то мусор… А сейчас одновременно строятся 11 современных школ. Никогда такого раньше не было.

Рядом ведется ремонт нового здания, которое станет одним из будущих школ. Это важно для региона, всегда имеющего высокий уровень рождаемости.
Светлые фасады, актовый зал с креслами амфитеатром на триста двадцать четыре человека – обучение в нём начнётся уже в новом учебном году. В то же время в соседние новостройки заселятся жильцы, многие из которых приобрели квартиры по льготной ипотеке под два процента годовых.
Губернатор рассказал: обращался к премьер-министру с просьбой включить регион в программу и выделить средства из резервного фонда. Это было радостное событие! Всего заключено 2355 сделок. Сейчас губернатор обращается к президенту с просьбой продлить программу, чтобы к 2030 году выйти на 12 тысяч сделок, но это потребует 44 миллиарда рублей из бюджета.
Стройка – не просто привычная среда для руководителя региона, это живое отражение современной жизни Тувы. Известно, что планирование городов влияет на социальный климат, а множество строительных кранов над Кызылом свидетельствует о том, что меняется не только облик города, но и атмосфера в нем.

– Дома имеют архитектурную подсветку и закрытые пешеходные дворы, парковки для машин расположены по периметру, – говорит глава. – Будут дворы-парки, на первых этажах домов предусмотрено помещение под магазины, кафе, возможно, откроем библиотеку. Строит всё абаканская компания, что хорошо, потому что специалисты знают климатические особенности региона. Кстати, раньше в наш регион мало кто заходил с желанием строить и работать, сейчас же таких становится все больше.
В проблемах Тувы кроются как отсутствие инвестиций на протяжении длительного времени, так и то, что эта республика, занимающая семнадцатое место в списке регионов страны, остается практически неизвестной.

Мы знаем, что ожидать, путешествуя в Карелию или на Кавказ, но спроси любого россиянина про Туву, и он, скорее всего, запутается уже на самом названии – «у» или «ы»? В последние годы соседний Алтай, а также разделенные Байкалом Бурятия с Иркутской областью превратились в настоящую туристическую Мекку. Эту проблему обсуждают на заседании правительства региона, куда мы едем прямо со стройки.
В Туве переплелись проблема дорог с туристическими маршрутами, которые сейчас останавливаются у границ республики. В Кызыле и по всей республике есть достопримечательности: Монгун-Тайга (3976 м), вершина Восточной Сибири, истоки Енисея, монумент «Центр Азии» Даши Намдакова, самый высокий в России буддистский монастырь с его внутренним убранством от известного скульптора. В одной из статуй хранится частичка праха Будды, подаренная далай-ламой, а в музее можно провести несколько часов (есть еще и национальный музей с выставкой уникального золота скифов).
В Туве следующее утро начинается с торжества — поднятия государственного флага, день которого отмечается по всей стране. Несмотря на то, что церемония у дома правительства запланирована на восемь утра, Владислав Ховалыг на месте уже в 7:45.
— Есть понятие «тувинское время». Объясняют, что всё здесь по традиции начинается с опозданием и все опаздывают, но руководитель пытается изменить ситуацию, — рассказывает мне представитель пресс-службы.
В 8:15, как запланировано в программе, мы стартуем на машинах к границе с Монголией, где возводится новый пропускной путь. Для развития региона крайне важно, чтобы товарооборот с этим соседом, а также с Китаем, увеличился многократно. Для этого нужно улучшить автомобильное сообщение и – об этом тувинцы мечтают уже много лет – построить железную дорогу. Позже в кулуарах Восточного экономического форума первый заместитель министра транспорта РФ Валентин Иванов заявил, что железнодорожная линия Кызыл — Курагино, которая свяжет Туву и Красноярский край, может стать частью ж/д ветки до Китая.
С обзорной площадки горы Боом, где мы делаем остановку, виден участок, где планировалось проложить пути. Под нами – река Енисей, острова и остатки насыпи, подготовленной под дорогу.

Примерно в таком месте, только в Улуг-Хемском районе, я в детстве косил траву. С дядей переправлялись на остров на моторке, косили траву, складывали в стога, а потом, когда она высыхала, также по воде вывозили, – рассказывает Владислав Товарищтайович. До того, как стать главой города, а потом региона, успел поработать и на модернизации истребителей (во время службы в армии на авиабазе на Сахалине обслуживал МиГ-23), и на пилораме (подрабатывал во время студенчества), и на стройке (видимо, оттуда такая любовь к строительным объектам), и в Госкомитете по управлению имуществом (по специальности юрист).
Вскоре после нас Владимир Путин посетил Туву, и для него Кызыл стал единственной остановкой на пути в Монголию. Мы же по дороге к границе с ней заезжаем в несколько мест: в родной город Сергея Шойгу Чадан (губернатор наблюдает за строительством еще одной школы и проводит встречу с местной администрацией), в село Хондергей (здесь школу реставрируют, выданную мне в первый день каску уже не убираю в багажник), на чабанскую стоянку в гости к многодетной семье, планирующей помимо животноводства заниматься еще и туристическим бизнесом (Тува занимает второе место в России по рождаемости) и, наконец, на встречу с жителями.
Глава региона в каждой точке проявляет заботу, помня как о насущных вопросах местных жителей, так и о людях, трудящихся в этих местах, зная их имена.
После того как мы проехали около восьмисот километров за день и спустя пятнадцать часов пути остановились на ужин в этнокультурном комплексе «Алдын-Булак», я спросил Владислава Ховалыга о его расписании.
– Просыпаюсь где-то в шесть – шесть тридцать, – перечисляет. – Не завтракаю, пью кофе или чай. Замеряю давление и сахар крови, потому что чуть-чуть есть нарушения. Принимаю таблетки. Полчаса занимает дорога до работы. По пути подмечаю какие-то недоделки вокруг и веду переговоры по телефону. В 8:30 всегда на месте и всё – дальше я уже в своей рабочей колее. Иногда жена обижается, что не звоню, но говорю: ты же знаешь, что я всегда рядом и вечером вернусь домой. Сыновья уже взрослые, работают. Старший сейчас выполняет служебные задачи в зоне СВО. В редкие выходные стараюсь проводить время с внуками, их у меня четверо. Это моя отрада.
В этот день глава вернётся домой ближе к полуночи, но, видимо, иначе на этой работе и нельзя – огромная территория, множество задач и проблем требуют решения, не дают просто сидеть в кабинете и раздавать приказания. Кстати, в этом кабинете я побывал, но соглашусь с пресс-секретарем губернатора: его естественная среда обитания там, где идёт строительство новой Тувы, и таких точек роста в регионе становится всё больше.